27 (14) сентября
Кресту Твоему покланяемся, Владыко,
и Святое Ввоскресение Твое славим.
В IV веке по Рождестве Христовом христианская вера, ранее гонимая римскими императорами, по повелению равноапостольного царя Константина Великого стала государственной религией Римской империи. Вскоре после этого мать святого царя Константина, святая равноапостольная царица Елена, отправилась в Иерусалим; целью её путешествия было исполнение заветного желания святой царицы – обрести величайшую святыню христианства, Крест Господень, на котором страдал и умер Спаситель.
Так как крестная смерть считалась в евангельские времена величайшим позором, Крест Господень вместе с крестами двух страдавших вместе с Ним разбойников вслед за совершением казни был зарыт в землю.
После долгих поисков святой Елене удалось узнать место нахождения крестов; там были найдены три креста, внешне совершенно не отличимые друг от друга. Истинный Крест Господень удалось определить по тому, что от величайшей святыни сразу же стали происходить чудотворения. Недалеко от места раскопок проходила погребальная процессия; когда кресты стали поочередно возлагать на умершего, то при возложении Креста Господня мертвец ожил.
Множество народа, собравшееся к месту обретения святыни, не имело возможности увидеть Крест. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий и другие духовные лица стали высоко поднимать (воздвигать) Крест, а люди благоговейно поклонялись ему. Совершилось это событие в 326 году по Рождестве Христовом.
Тропарь, глас 1:
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак праздника, глас 4:
Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.
ИСТОКИ НАШЕГО ТЕРПЕНИЯ
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим – так воспевали наши предки и воспеваем мы Крест Господень в этот день в церкви в память о далёком по времени, но близком по духу событии – обретении Креста Господня равноапостольной царицей Еленой.
С самого Крещения Руси дрогнуло и преклонилось сердце, истаяла в умилении русская душа перед непостижимой Любовью Господа к Своему творению, вознесшей Сына Божия не Крест ради спасения падшего человека.
Самым любимым подвигом на Руси было следование Христу, принесение себя в жертву за други своя, вольное терпение скорбей и страданий.
Не отсюда ли изумляющее весь мир терпение русского человека, которое сторонний наблюдатель готов отождествить с леностью, безразличием, недоразвитием идеала «общечеловеческих ценностей»? Но неравнодушный сердцем увидит в излюбленной русской поговорке: Господь терпел и нам велел – искреннее, ревностное, всей душой, всем естеством преклонение перед Крестом Господним.
(Из календаря)
Проповедь
ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
С трепетом и с глубоким сознанием священного ужаса мы поклоняемся сегодня перед Крестом Господним. И вместе с этим, мы празднуем победу Божию над грехом, над злом, над всем, что разделяет человека и мир от Него.
Художественные изображения Креста часто заслоняют в нашем сознании тот крест, каким Спаситель нёс его на Голгофу, крест, на котором умирал Господь. В те далекие времена крест значил смерть преступника; смерть такого преступника, перед которым содрогалось ужасом человеческое сознание, преступника, который людьми, народом, градом был извержен вон, которому места не было среди людей, путь которого через жестокую смерть лежал во дно адово. Таким видели Спасителя предавшие Его на смерть, осудившие Его на распятие, пригвоздившие Его ко кресту, глумившиеся над Ним в часы Его умирания; Он был для них преступником, который заслуживал последнего извержения из среды людей и смерти – то есть исключения из среды живых.
Православные иконы и Распятия являют нам покой смерти Христовой; западные распятия показывают нам мучительную смерть человека, – но реальность сочетает и то, и другое, и является чем-то ещё большим, нежели просто смерть человека, который сумел всей жизнью и всей смертью своей любить, до победы Божией. Христос перед Своим распятием говорил Своим ученикам: Никто не отнимает у Меня жизни – Я её Сам отдаю… И в молитве перед освящением Святых Даров мы говорим, что Христос был предан – нет, не предан! – Он Сам Себя отдал на крестную смерть нашего ради спасения…
Распятие Христово – это действие свободной, Божественной Любви, это действие свободной воли Спасителя Христа, отдающего Себя на смерть, чтобы другие могли жить – жить вечной жизнью, жить с Богом. Иуда Его предал; Пётр от Него отрёкся, трое из учеников спали в Гефсиманском саду, все бежали. Ирод цинично над Ним насмехался; Пилат от страха перед людьми Его предал на смерть; первосвященники, по слепой вере и зависти, требовали Его распятия – но в конечном итоге Христос стал человеком, жил, страдал и умер, потому что я, и ты, и каждый из нас в отдельности и все вместе мы потеряли Бога грехом, забывчивостью, себялюбием – каждый из нас. Потому что для каждого из нас, как Спаситель сказал в одном видении, Он претерпел бы весь ужас Гефсиманской ночи и весь ужас крестного умирания и смерти… Он свободно отдал Свою жизнь для тебя, и для меня – не коллективно для нас, а ради каждого из нас, потому что каждый из нас Ему так дорог, так Им возлюблен, что цена ему – вся жизнь, и весь ужас, и всё страданье, и вся смерть Христовы.
И этому всему знаком является крест, потому что, в конечном итоге, любовь, верность, преданность испытываются не словами, даже не жизнью, а отдачей своей жизни; не только смертью, а отречением от себя таким полным, таким совершенным, что от человека остаётся только любовь: крестная, жертвенная, отдающая себя любовь, умирание и смерть самого себя для того, чтобы жил другой.
И вот мы поклоняемся Кресту, который для нас означает всё это, и победу Божию; и как благоговейно должны мы совершать крестное знамение, относиться к тому, что оно значит для нас; когда мы кладём на себя крест, мы кладём на себя знак, перед которым дрожат все тёмные силы, раз сразившиеся с Богом крестом, и побеждённые этим крестом. Мы этого не умеем ощутить; но тёмные силы трепещут и отходят от Креста Господня.
Но вместе с тем, когда мы совершаем крестное знамение, мы как бы на себя берём Крест Христов; мы решаемся следовать за Ним; а путь Христос нам указал: отвергнись себя, возьми крест, и иди за Мной; чтобы никто у тебя не отнимал жизни, отдавай её каждый день, каждый час, пока не придет время отдать её раз и навсегда в руки Божии. И пусть вся твоя жизнь будет несением этого креста – знамения победы и готовности твоей так жить и так умирать, как умирал Господь.
И как благоговейно должны мы совершать крест, зная, помня, что крестом мы исповедуем всю веру свою, складывая три пальца вместе, чем свидетельствуем нашу веру во Святую Троицу, и сгибая остальные два пальца, чем напоминаем самим себе, тёмным силам и каждому, что мы верим во Христа – и Бога и человека, сошедшего на землю и отдавшего Свою жизнь за нас.
Поэтому, когда будете подходить ко Кресту сегодня на прощанье – поклонитесь ему благоговейно, любовно, трепетно, но приложившись к нему, отдавая ему поцелуй веры и поцелуй любви, примите заповедь Господню: Отвергнись себя! Возьми свой крест, и последуй за Мной – куда бы Я ни пошел… Аминь.
Митрополит Сурожский Антоний (Блюм)
Крест – Хранитель всея Вселенная,
Крест – красота Церкви,
Крест – христиан держава,
Крест – верных утверждение,
Крест – ангелов слава и демонов язва.
(Песнопения Креста)
|
23 сентября (6 октября) Русская Православная Церковь прославляет великого подвижника святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского. В 20-х годах XIX века он молодым священником отправился с семьей на далёкие Алеутские острова для просвещения разноязыких народов светом Божественной истины. Став по воле Господа архиереем, он продолжил своё апостольское служение на землях Северной Америки и Уссурийского края, Камчатки и Якутии. Святитель строил храмы и часовни, основывал школы, где велось обучение на русском и местном языках, переводил Священное Писание и богослужебные книги на языки местного населения, оставил нам научные труды в области этнографии, лингвистики, метеорологии. Много потрудился святитель Иннокентий и на Московской кафедре, на которой начал свое служение в 71 год. Святитель всецело отдавал себя Богу и ближним, он с любовью, терпением и мужеством нёс великие труды и невзгоды, возложенные на него Господом. Предлагаем вашему вниманию размышления святителя Иннокентия о кресте Господнем.
ВЗЯТЬ КРЕСТ СВОЙ
Под именем креста разумеются страдания, горести и неприятности. Кресты бывают наружные и внутренние. Взять крест свой – значит принимать и безропотно переносить всё, что бы ни случилось с нами в жизни нашей неприятного, горестного, печального, трудного и тяжкого. И потому, обидит ли кто тебя, смеётся ли над тобою или причиняет тебе скуку, печаль и досаду, или ты кому сделал добро, а он, вместо того, чтобы благодарить тебя, против тебя же восстаёт и даже делает козни, или ты хочешь сделать добро, но тебе не удаётся; случилось ли с тобою какое несчастие, например, или сам ты болен, или жена твоя, или дети; или ты при всей деятельности твоей и неусыпных трудах терпишь нужды и недостаток, или даже самая бедность и нищета подавляет тебя, или, кроме этого, ты терпишь какую-либо неприятность, – всё это переноси без злобы, без ропота, без пересудов, без жалобы, то есть не считая себя обиженным и без чаяния за то земной награды, но переноси все это с любовию, радостию и твердостию.
Взять крест свой – значит не только нести кресты, налагаемые на нас другими или посылаемые Провидением, но брать и нести собственные свои кресты и даже самому на себя налагать кресты и нести их. Это значит то, что христианин может и должен давать и исполнять различные обеты и обещания, скорбные и тягостные для сердца нашего, но обеты, сообразные с Словом Господним и волею Его, а не по своим мудрованиям и толкам. Так, например, можно и должно давать и исполнять обеты, полезные для ближних, как то: служить больным, деятельно помогать требующим помощи, выискивать случаи с долготерпением и кротостию содействовать спасению и благу людей или делом, или словом, или советами, или молитвами и прочее.
Наружные кресты или наружные страдания несут не одни только ученики Иисуса Христа, но все и каждый человек, то есть нет на свете человека, который бы не страдал или не терпел от того или от другого. Но кто хочет быть истинным учеником Иисуса Христа и последователем Его, тот непременно должен перенести и внутренние кресты.
Видеть состояние души нашей во всей наготе её и особенно живо чувствовать опасность свою мы никогда не можем без особенной милости и помощи Господней, ибо внутренность души нашей всегда от нас прикрыта нашим самолюбием, мудрованием, страстями, заботами житейскими, прелестями мира и прочее. И если иногда кажется нам, что мы сами собою видим состояние души нашей, то видим только снаружи, и не более того, что могут показать нам собственный наш разум и совесть...
И по мере того, как Господь будет открывать тебе состояние души твоей, в тебе будут увеличиваться и внутренние твои страдания.
Вот что называется внутренними крестами!
Если ты страдания твои будешь переносить с покорностию и преданностию воле Господней и не будешь искать утешения нигде и ни в ком, кроме Господа, то Он, по милости Своей, не оставит тебя и не будет оставлять без утешения, будет прикасаться к сердцу твоему Своею благодатию и сообщать тебе дары Духа Святого. Среди страданий твоих, а может быть, ещё и при самом начале их, ты восчувствуешь в сердце твоём неизъяснимую сладость, дивное спокойствие и радость, каких ты никогда не чувствовал, – и с тем вместе ты восчувствуешь в себе силы и возможность молиться Богу истинною молитвою и веровать в Него истинною верою, и сердце твоё загорится чистою любовию к Богу и ближнему. И все это есть дар Духа Святого.
И если Господь удостоит тебя такого дара, то отнюдь не считай это наградою за свои труды и скорби и не подумай, что ты достиг совершенства или святости. Такие мысли суть не что иное, как внушение гордости, которая так глубоко проникла в душу нашу и так крепко приросла к ней, что она может проявляться даже и тогда, когда человек имеет силу чудотворений.
Таковые утешения и прикосновения Духа Святого не суть награда, но только милость Господня, которая дарует тебе вкусить блага, которые Бог уготовал любящим Его, чтобы ты, вкусив их, искал их с большею ревностию и усердием и с тем вместе приготовился и укрепился к перенесению новых скорбей и страданий. И та любовь, которую ты восчувствуешь в то время, не есть ещё то совершенное состояние, которого достигают святые на земле, но только указание на него.
Святитель Иннокентий (Вениаминов),
митрополит Московский и Коломенский
( Из кн. «Указание пути в Царствие Небесное»)
Материалы раздела:
|