Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою;
Благословенна Ты между женами.
Лк. 1, 28
Благовещение – это день Благой вести о том, что нашлась во всём мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от неё может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей, – и Божией силы; Но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без Творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.
А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: "Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего" не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе Девы, не знавшей мужа, - как это могло быть?..
И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на её преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: "Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем ты это можешь доказать? Какое заверение ты мне можешь дать?,," Божия Матерь ставит вопрос только так: "Как это может случиться со Мной? – я же Дева?.." И на слова Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Её слова: се, Раба господня; буди Мне по глаголу твоему…
Слово "раба" в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощённости; в славянском языке "рабом" себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощённого Сына Божия.
О Ней праведная Елисавета говорит: блаженна Уверовавшая, ибо сбудется реченное от Господа…
В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта – не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: "Пролей кровь, и примешь дух…" Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.
Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принёс Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь.
Антоний, митрополит Сурожский
О ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
Она была Девой не только телом, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения… трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога судьёй Своих мыслей. Правилом Её было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Разве Она хотя бы выраженим лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Неё не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях; телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Её был отражением души, олицетворением чистоты.
Святитель Амвросий Медиоланский
Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце своё к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Её за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Её предстательство в помощь нам.
Преподобный Никодим Святогорец
Материалы раздела:
|