«Христос рождается, славите!» – поют в храме и возвещают радостную весть о пришествии на землю Господа Иисуса Христа. Весь человеческий род более пяти тысяч лет ожидал Мессию-Искупителя, все божественные и пророческие книги Ветхого Завета были наполнены чаянием этого события, целью которого было возрождение и спасение падшего человека. И долгожданный час наступил.
«Христос рождается, славите!» – поют в храме и возвещают радостную весть о пришествии на землю Господа Иисуса Христа. Весь человеческий род более пяти тысяч лет ожидал Мессию-Искупителя, все божественные и пророческие книги Ветхого Завета были наполнены чаянием этого события, целью которого было возрождение и спасение падшего человека. И долгожданный час наступил.
В целом мире не оказалось никого достойнее Пречистой Девы Марии, чтобы послужить великой Тайне Боговоплощения. Её непоколебимая и глубокая вера в грядущего Мессию и столь же глубокое смирение, соединённое с пламенной любовью к Богу и преданностью Его Святой воле, явились той благодатной Нивой, в недрах которой возник Благословенный Плод. Воплощение Сына Божия от Девы Марии коренным образом изменило мир, положив начало избавлению людей от греха и вечной смерти. Вот почему Рождество Христово стало началом новой эры в истории человечества, от которого ведётся наше летоисчисление. К достойной встрече Праздника верующие приготовляются сорокадневным постом, известным под название Рождественского. День накануне Праздника проводится в особо строгом воздержании и называется сочельником. Вечером в украшенных рождественскими елями храмах начинается торжественное богослужение, слышатся удивительно красивые рождественские песнопения-молитвы. Священники в белоснежных ризах и весь народ едиными устами прославляют Родившегося Богомладенца. В этот момент кажется, что небо соединяется с землёю! С Праздника Рождества Христова начинаются Святки – радостные дни, которые все христиане, подражая древнему благочестивому обычаю, должны проводить свято и богоугодно. В это время принять посещать знакомых и близких, не забывая одиноких и тех, кто нуждается в нашей помощи. Заканчиваются они крещенским сочельником – днём строго поста перед Праздником Крещения Господня.
Господь наш Иисус Христос крестился на реке Иордан от великого Пророка и Крестителя Иоанна – праведника, подвижника и аскета, как повествует о нём Евангелие. С младенческих лет он жил в Иудейской пустыне, питаясь лишь тем, что давала пустынная земля. Повзрослев, он явился миру великим пророком, призвавшим иудейский народ к покаянию. Множество людей стекалось к нему на берег реки Иордан, чтобы услышать его пламенный призыв. Все, кто раскаивался в своих грехах, принимали от Иоанна погружение в воды реки. Святой Предтеча крестил народ крещением покаяния. Оно не давало людям спасения от греха, но приготовляло их к встрече со Христом. Некоторые из приходящих, по слову Евангелия, «помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он…» (Лк. 3, 15). Сам же он говорил о себе как о Предтече – о том, кто предшествует Спасителю: «Я глас вопиющаго в пустыне: исправьте путь Господу…» (Ин. 1, 23). Среди тех, кто пришёл к Иоанну на берег реки Иордан, был и Сам Христос. Безгрешный Спаситель вместе с грешниками вступил в воды иорданские, принимая на Себя грехи всего мира. Святой Предтеча увидел, как отверзлось небо и Святой Дух в виде голубя сошёл на Христа. И услышал Иоанн голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3, 17). Установленный в честь этого евангельского события праздник и именуется Крещением Господним.
В первые века христианства оба эти праздника воспоминались как одно великое событие Богоявления и отмечались в один день. И это действительно так. В Вифлеемской пещере родился миру Господь Иисус Христос Сын Божий, а в водах Иордана в момент крещения Христа явилась вся Святая Троица: Бог Отец, возглашающий «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», Бог Сын Иисус Христос, погружаемый в воды Иордана, и Бог Дух Святой, явившийся в виде голубя. И хотя между этими событиями в земной жизни Христа прошло около 30 лет, в церковном богослужебном календаре они объединяются в одно великое тожество. Великий учитель Церкви святитель Григорий Богослов в своём Слове на Рождество Христово обращается ко всем нам и восклицает: «Таково наше торжество, это празднуем ныне – пришествие Бога к людям, чтобы нам переселиться или, точнее сказать, возвратиться к Богу, да, отложив ветхого человека, облечёмся в нового, и как умерли в Адаме, так будем жить во Христе!».
Храм свв. Бориса и Глеба в Дегунине
Материалы раздела:
|