 |  |  |  | «Кресту Твоему…» | Смоленское кладбище | Вечная память | «Пресвята Троица, помилуй нас!» |
См. ниже: Фоторяд
Сестра и подруга поста –молитва.
Он завершается Пасхой – светлым праздником Христова Воскресения. В одном из Пасхальных канонов, пропеваемом на утрени, есть такие многознаменательные слова: «Сраспинахся Тебе вчера, совостаю с Тобою днесь», то есть я, Господи, ещё вчера, Великим постом, распинался вместе с Тобою; сделав вызов греховной тьме, живущей в моём падшем естестве, я пригвоздил к крестному древу Твоему грехи мои, страсти, совокупность того, что именуется на языке Священного Писания «ветхим человеком». Стало быть, каждый из разумно постящихся чает Воскресения, подобно Господнему, во плоти, Воскресения в жизнь Вечную, уготованную всем праведникам после Всеобщего Воскресения из мертвых и Страшного Суда. Предощущение великой радости этого Воскресения подаётся Спасителем в светлые дни Пасхи через радость личного воскресения в Духе, воскресения в тайне сердца нашего, – события также не аллегорического, не иносказательного, а действительного, ибо речь идёт о наитии на нашу природу (состоящую из духа, души и тела) благодати Духа Святого.
По определению преподобного Серафима Саровского (который каждого приходившего к нему встречал пасхальными совами: «Христос Воскресе, радость моя!»), стяжание Духа Святого Божия в возможной для человека мере есть нравственная цель христианина. Стало быть, Великим постом мы воздерживаемся от мясных и молочных яств не ради самого воздержания, не дл того, чтобы сбросить лишний вес, к чему порой стремятся светские люди, знающие лишь диеты и голодание. Великим постом мы воздерживаемся, дабы дать свободу душе, дабы она ощутила своё подлинное призвание – служить Богу в Духе и истине, служить Ему непрестанной молитвой покаяния и благодарения.
Не случайно святой апостол Павел говорит, что молящийся Господу бывает един дух с Господом (1Кор. 4, 17). Великим постом, особенно в среду и пятницу, нам должно больше размышлять о крестных страданиях Господа Иисуса Христа и, более того, в духе следовать за Спасителем тем узким, скорбным путем, что привёл Господа на гору Голгофу. «Многими скорбями, – утверждает слово Божие, – надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22), а святой отец древней Церкви преподобный Исаак Сириянин добавляет:
«Никто не восходит на Небо, живя прохладно, ибо путь Божий есть ежедневный подвиг».
Этим крестным страданиям Господа и приобщается православный христианин Великим постом, соединяя с ними свой малый жизненный крест, под которым мы обычно разумеем совокупность всех земных тягот и трудов, скорбей и болезней, составляющих необходимый удел каждого из нас. Всё человечество на горе Голгофе представлено было двумя разбойниками, распятыми справа и слева от Креста Христова: либо мы страдаем за грехи наши в духе гордости, ожесточения, озлобления и, оставаясь нераскаянными, меняем временные земные страдания на вечные загробные, либо, сознавая себя глубоко повинными перед Господом, с благодарностью приемлем посылаемые нам испытания, зная, что без этого горького, но спасительного лекарства нам невозможно осуществить нравственной цели нашего бытия. Таким образом, Великий пост призван примирить христианина с Богом, с собственной его совестью.
Великим постом нам должно взрастить в своём сердце семена терпения, благодушия, великодушия, сострадания, снисхождения к немощам ближних. Великим постом нам должно стяжать милующую любовь к нашим братьям, которые страждут в этом мире так же, как и мы.
Никто не может словесно выразить всё то, что переживает, что ощущает душа христианина в светозарную ночь Пасхи! Ибо на сердце человеку не восходило око не видело, ухо не слышало, что приуготовил Бог любящим Его в Царствии Небесном (2 Кор. 2, 9). И в Церкви Христовой, которая является Небом на Земле.
В Псалтири есть замечательные слова: «Вечер водворится плач, и заутра радость» (Пс. 29, 6). Так и христианин подчас в томлении духа, в сетовании, самоукорении проводит Великий пост, тяжело воздыхая под бременем падшей своей природы. Немощен человек, свойственно ему согрешать, и не тотчас удаётся выкорчевать застарелые недуги, дурные навыки, но великий пост приносит душе великое облегчение, если душа старается во всём слушаться Матери-Церкви, соединяет телесное пвоздержание с учащённым говением, то есть усиленной молитвой, по возможности частым исповеданием грехов в храме, причащением Святых Христовых Таин. Тогда Великий пост становится для души подлинной весной покаяния.
И думаю, что каждому православному христианину, читающему эти строки, задолго до преполовения Великого поста бывает ведомо чувство особенной лёгкости, радости, духовной полноты, чувство предвкушении Пасхи, хотя до неё ещё не так близко.
Протоиерей Артемий Владимиров,
из кн. «С постом приятным!»
Храм святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине

 |  |  |  | Ангел скорбящий | Русь Святая зовёт! | Обитель прп.Саввы Сторожевского | Бодрствуйте!.. |  |  |  |  | Звонят колокола | Русь златоглавая | Ангел вострубил | Вечное |  |  |  |  | Рукотворное чудо | Благословение прп.Саввы Сторожевского | Далёкий скит | Игумен Земли Русской |  |  | | | Лавра святая | Сердце России | | |
|