Журнал «Фома» ведёт рубрику «Мысли великих», где публикуются изречения и афоризмы святых отцов, писателей, философов. Сборники изречений – древняя традиция, восходящая к античности и раннему христианству. Один из самых известных патериков назывался «алфавитным» или «азбучным», поскольку содержал афоризмы и назидательные истории о жизни подвижников, сгруппированные в алфавитном порядке. Существовали и нехристианские сборники изречений и историй из жизни великих людей. В Средние века были распространены сборники изречений из святых отцов под заглавием «Пчела» или «Цветник духовный»
Предлагаем вниманию читателей изречения одного из самых известных православных писателей – архиепископа Иоанна (Шаховского)
Вера. Бог и человек:
-
Вера есть вхождение в высшую реальность.
-
Иов говорит удивительное слово... «Нет между нами (между Богом и им, человеком) посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов.9:33)... падший мир алчет посредника, который, как звено, соединил бы небо и землю... все те религиозные мировые учителя, которые появлялись в человеческой истории, как Будда, Магомет, и другие, клали свою руку только на человека. Они были, может быть, исполнены добрых намерений, но они были людьми и не могли поэтому подлинно соединить человека с Богом. Только истинный, совершенный Богочеловек, Альфа и Омега мироздания, Слово Божие, Логос, образ Ипостаси Отчей, Воплощенное Сияние Божьего Лица, Господь Единый мог раз навсегда и навеки соединить Божество с человечеством. И в Нем Едином теперь совершается всякое соединение Бога с человеком, с теми сынами человеческими, которые, подобно Иову, жаждут сыновства Божьего, узнают и слышат голос Небесного Отца.
-
Первый темный страх человека есть боязнь увидеть Бога... Второй темный страх человека - это боязнь увидеть человека... Как страшится человек не найти Бога, так страшится он и найти Бога, увидеть своего Спасителя внутри себя и внутри другого человека. Страшится иногда человек найти высшую человечность в себе и в брате... Убегание от человека есть лишь второй этап ухода от Бога. Ушедшие от Бога, но еще не ушедшие от человека, близки к возвращению к Богу...
-
Человек страшится встретить самого себя, потому что, найдя себя, человек может найти Бога.
-
Ужасом своего несоответствия Богу, иногда очень глубоко живущим, объясняется неверие человека, эта темная человеческая боязнь обнаружить у себя или где-либо в мире Бога. «Нет Бога!»... «Не может быть Бога в мире, где столько зла и страданий!» Ведь это уже есть знание о Боге, и уже трепет пред своим и мировым несоответствием Ему. В неверии есть ужас возможности встречи с Богом. Страх отодвигается, душа успокаивается неверием...
-
...страшно огорчить Любимого! Это - страх учеников Христовых. Человек тогда страшится уже не мучений своей неверности Богу, но потери этих мучений...
Страдания праведных:
Милосердие, любовь, доверие, эгоизм, страх:
-
Истинное чудо есть жалость.
-
Истинное милосердие всегда просто и деятельно. Оно есть воля, готовая на всякий труд, сердце, соглашающееся перенести всякую скорбь ради любви.
-
Любящий перестает страшиться. «Любовь побеждает страх» (1Ин.4:18)... Но это относится только к истинной любви. Неверная, движущаяся страстью или похотью любовь не знает бесстрашия; она не побеждает страха, но усиливает его, т. к. усиливает самость человека.
-
Достигший же любви обладает всякой вещью, не похищая ее. Это есть Царство Божие. «Ничего не имеем, и... всем обладаем» (2Кор.6:10).
-
Если нет единящей любви, чужое всегда остается чужим...
-
Похищение... есть грех к смерти, - ибо против Любви, Жизни.
-
Тайна беззакония Прометея не в том, что он похищает огонь, а в том, что он похищает.
-
Всякий похититель чужого потому беззаконен, что не может сделать это чужое - своим...
-
Обидчик обижает, прежде всего, себя.
-
«Активный эгоист» обижает, «пассивный» обижается.
-
Любовь любит самого человека; не его грехи, не его безумие, не его слепоту...
-
Да, можно любить, и - не доверять. Но, не есть ли доверие признак души открытой, и не есть ли открытость свойство любви? Нет, любовь - шире открытости. И без открытости души, в этом мире, может быть любовь...
-
Злое утаивать надо, чтобы никого не замарать. Доброе утаивать надо, чтобы не расплескать. Утаивать надо ради пользы всех. Скрывание душой своего зла иногда бывает необходимостью духовной; скрывание своего добра почти всегда бывает мудростью...
-
Не всякая «непрямота» есть неправда; и не всякое «недоверие», есть измена последнему доверию.
-
Последнее доверие можно иметь лишь к Богу...
-
Не к самому человеку надо, конечно, иметь недоверие, но к данному его состоянию.
-
Главное страдание ушедшего от Бога человека есть самолюбие.
-
Страх есть агония отлучаемой или себя от Бога отлучающей души. Страх есть агония одиночества.
-
Таков закон духа: забывая Бога, человек забывает свое собственное лицо, деперсонализирует себя. Теряя истину, человек теряет с нею и жизнь. И все трудности и все неудачи человеческие (особенно в брачной и семейной жизни) связаны с этим.
-
Ушедший от Бога, уходит и от самого себя.
Характер человека. Гордыня и тщеславие. Трезвомыслие и смирение:
-
...характер формируется и складывается от свободных человеческих реакций на окружающий мир... Так сам человек лепит из своих душевных качеств и способностей или образ человеческий, или звериный.
-
Тщеславие есть признак не только нравственного, но и умственного застоя.
-
И в жизни обществ и народов «гордыня идет перед погибелью». Уровень культуры - прямо пропорционален скромности общественной и международной.
-
...душа наша должна знать... свои духовные пределы.
-
Мы не вольны избежать того что нам дается независимо от нашей воли; но мы всегда свободны всякое жизненное событие и слово претворить в свет, сделать нужным для себя и других. В этом дело нашей свободы. Чрез все события, все горести и радости человек имеет и власть и счастье идти к Божьей правде, которой нет конца... Нет «рока», нет «слепой судьбы». Есть Недреманное Око Божией любви и наша свобода быть в ней.
Добро и зло:
-
...тьма не существует, как что-то противоположное свету, но заключается лишь в воле богопротивления Богу, в нелюбви свободного творения. Ибо свободное творение не может быть вынуждено к любви. Зла нет, как чего-то противоположного Богу. Зло заключено в свободной воле, как воплощенного, так и невоплощенного духа.
-
Особенно трудным становится нравственное состояние человека когда его душа, словно зараженная апокалиптической «трихиной», включается в какое-либо коллективное зло мира... В коллективном зле нравственная извращенность имеет больше поводов для самооправдания, хотя самооправдание, психологически, не требует обычно никаких поводов.
-
Воля бесов обращается на свиней...
-
Бесы гадаринские, теряя человека, хотят вампирически насладиться хоть какой-либо тварью... Лишь бы не остаться им в этом страшном одиночестве собственной злобы и не находящей для себя предмета похоти - самости, в самой себе терзающейся мучениями ада... Поистине ужасна эта бездна, не имеющая икуда выхода из самой себя и не желающая открыться Богу.
-
Как гадаринские духи, мы, слепые люди, на земле живущие, не обращаем лица ко Господу - Солнцу Правды и Жизни, но ищем себе «свиней», - лишь бы не обнаружилась пред нами самими наша пустота... «Свинья» - это всякое заполнение пустоты своей - не Господом.
-
Почему человек не принимает Господа?.. Гадаринцы опечалились гибелью своих свиней.
Нетерпимость:
-
Ригоризм и пуританство чужды евангельскому духу. Фарисейская праведность без любви - более темна в очах Божиих, чем всякий грех. Но и теплохладность христиан в исполнении заповедей - так же темна. Как фарисействующие, так и торгующие и курящие в храме Божьем - одинаково изгоняются из храма.
-
Человеческий узкий, гордый, больной разум, не преображенный в Духе Божием, одинаково стремится к разделению и ищет повода к нему, кому бы он ни принадлежал этот разум - православному или сектанту.
-
Православие не сияет в православном обществе, в том, которое гордится своим Православием.
-
Нельзя Православие защищать по-язычески.
-
Православие... есть дух и жизнь и имеет плодом своим - только жизнь.
-
... дух сектантства... есть дух душевной (не духовной) ревности. Это - рационализация веры, блюдение чистоты веры и потеря глубины. Это ущерб любви.
Справедливость:
-
Совесть... чувство глобальной справедливости...
-
...высшая справедливость - выше справедливости, и имя ей любовь.
-
Сама справедливость нас все время толкает и понуждает быть выше справедливости и никогда не быть ниже ее. И мы чувствуем в душе своей мир и радость, когда совершаем справедливость, и особенно когда становимся в своих чувствах выше справедливости. Стать над справедливостью - это значит войти уже в Царство Христовой любви.
Жизнь, время и вечность, суета мира, социальные потрясения и конфликты:
-
Только мгновение настоящего есть точка соприкосновения человека с реальностью Вечного. Только настоящее, собственно и есть у человека, у его свободной воли... Понятие «будущего» менее всего похоже на «вечное» - говорит Льюис. «Будущее» есть самая «временная», самая нереальная часть времени человека.
-
Шум - единственная самозащита зла от голоса тихой человеческой совести, от тихого Слова Божьего... Шумные лозунги ткут легенду «будущего»... Только о смерти своей забыл человек... не закрыться от зла и смерти никаким шумом. Есть одно только спасение: Христос Воскресший.
-
Евангельская греховность это «пастушеская свирель», по сравнению с назойливой, оглушительной и бесстыдной музыкой греха наших дней. Не только единично, но и коллективно восстают люди нашего века против - Духа Божия. Белое так настойчиво называется в ми-ре черным, и черное - белым. «Горы падите на нас и холмы покройте нас» (Лк.23:30)!
-
Целью революции для блага всех, оправдываются великие обиды людям. Гуманными фразами оперируют бездушные планировщики, не видящие живого человека.
-
... средство немыслимо оправдать целью.
-
...человеку, прежде всего, надо стать настоящим человеком, чтоб начать в лучшую сторону изменять мир. А когда нравственно слепые люди «изменяют мир», они его изменяют в худшую сторону. Они хотят «изменить» мир, не зная этого мира, не веря в нравственную сущность ни его, ни человека. Как улучшить мир не улучшив человеческого сердца? Океан крови пролился и продолжает проливаться ради отвлеченных проектов будущего.
-
...идея материализма, как чуждая нравственного понимания мира и человека, не может создать настоящей общности между людьми; идея материализма противоположна самой сути духовной настоящей общности людей и углубляет разделение человеческое.
-
«Происшествие» для человека есть нечто, столь же необходимое в жизни, как хлеб. Извращенная природа человеческая созерцает мир не как отражение небесной гармонии, где каждая мелочь драгоценна своим непосредственным отношением к великому целому Божьего мира; падшая природа человека созерцает мир как скучную бессмысленность, где можно лишь отыскивать себе различные приятности и где непрестанно происходят различной любопытности события. Люди устремляются к «новостям»... «Новостями» закрыт в мире вход к Божественным Тайнам.
-
Цивилизация, неуравновешенная и не скрепленная высшим смыслом жизни, ведет к гибели человечество, все более усложняет, затрудняет и разоряет свой собственный мир.
Знание и незнание:
-
Пусть не странным покажется, что человеку надо обучаться некоему незнанию. Это незнание не будет неведением. Еще менее, оно будет невежеством. Стремясь уйти от лжеименного знания, человек иногда приходит к восхвалению невежества, к отвержению благодатной культуры знания. Это путь ложной философии незнания, путь фарисейский, усваиваемый некоторыми мытарями, становящимися в стороне от жизни мира и превозносящими себя над фарисеями науки. Не этот путь дает Господь, для преодоления соблазна и пустоты лжезнания.
-
В нынешнем состоянии человечества никакое знание не должно ощущаться как знание. Всякое знание должно переживаться как неведение.
Биография архиепископа Иоанна (Шаховского):
Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской) родился в Москве 23 августа 1902 года.
В 1918 году ушел воевать добровольцем в составе белой армии генерала А. И. Деникина. В боях под Царицыным был контужен.
После эмиграции в 1920 году жил сначала в Константинополе, затем во Франции, где в Париже учился в Школе политических наук. Затем в 1926 году в Бельгии окончил историко-филологический факультет Лёвенского университета, работал редактором литературного журнала «Благонамеренный» (в Брюсселе) и сотрудничал с русскими изданиями.
Монашеский постриг принял в Пантелеимоновом монастыре на Афоне в том же 1926 году.
Тогда же учился в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже.
8 декабря 1926 он был рукоположён митрополитом Евлогием (Георгиевским) в сан иеродиакона. 6 марта 1927 епископом Вениамином (Федченковым) был рукоположён во иеромонаха в сербском городе Белая Церковь в юрисдикции РПЦЗ. Служил сперва помощником настоятеля храма при Крымском кадетском корпусе в Белой Церкви, затем в сентябре 1927-1930 - настоятелем этого храма и законоучителем корпуса. Построил и был первым настоятелем русского храма святого Иоанна Богослова в Белой Церкви. Преподавал в Пастырской школе в 1928-1930 гг. и, одновременно, работал директором Православно-миссионерского издательства издательства
Вернувшись в 1930 году в Париж, перешёл в юрисдикцию Константинопольской Церкви. Это был Западноевропейский экзархат русских приходов, возглавляемый митрополитом Евлогием (Георгиевским).
В 1932 году переехал в Берлин, где был назначен настоятелем Свято-Владимирской церкви.
В 1935 году был возведен в сан игумена и с 1936 года был благочинным приходов Экзархата митрополита Евлогия в Германии.
В 1937 году возведен в достоинство архимандрита.
В Германии издавал и редактировал журнал «За Церковь» и основал одноимённое православное издательство.
В 1945 году вернулся в Париж, затем в 1946 году переехал в США, где перешел в юрисдикцию Северо-Американской митрополии, которая в 1970 была признана Московским Патриархатом как автокефальная Православная Церковь в Америке.
В 1946-47 годах служил настоятелем храма в Лос-Анджелесе.
11 мая 1947 года был хиротонисан в сан епископа Бруклинского и назначен викарием митрополита Феофила (Пашковского). Тогда же он работал ректором Свято-Владимирской духовной семинарии.
В 1950 году был назначен руководить Сан-Францисской и Западно-Американской епархией. В сан архиепископа был возведен 1961 году.
Также заведовал Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии, был активным участником экуменического движения и членом Всемирного совета церквей.
Периодически вел на радиостанции «Голос Америки» передачу «Беседы с русским народом». Написал множество религиозных трудов и литературных произведений в стихах и прозе, некоторые из которых были изданы в переводах, на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках.
С 1978 постоянно находился на покое. Скончался 30 мая 1989 года в Санта-Барбаре, и был похоронен на сербском кладбище в пригороде Сан Франциско.
Публикация: Фома
|