На главную страницу

26

июня

2017

На главную
16 апреля 2017:
Христос Воскресе! Пасха Господня
15 апреля 2017:
Великая Суббота Страстной седмицы Великого Поста
10 апреля 2017:
Страстная седмица
5 апреля 2017:
Благотворительная пасхальная ярмарка
15 февраля 2017:
Сретение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
12 февраля 2017:
Праздник «Сретенские встречи»
6 января 2017:
Рождество Христово и Крещение Господне
9 июня 2016:
«Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш…» Праздник Вознесения Господня
7 января 2016:
Рождество и Крещение Господне
Все сообщения...

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ


(21 ноября/4 декабря)



Введение Богородицы во Храм

Рождественский пост в самом своем начале  как бы в поддержание и укрепление нашей духовной немощи дарит нам  чудесный праздник – это 21 ноября/4 декабря – Введение во Храм Пресвятой Богородицы. С этого дня святая Цер­ковь начинает петь ирмосы канона на Рождество Христово: "Христос ро­ждается – славите", приготовляя тем христиан к достойному сретению праздника Рождества Христова, предвозвестие коего она видит уже во введении во храм Богородицы.

 

«Днесь благоволения Божия предображение…»

 

В благочестивых преданиях сохранились подробности введения во храм Пресвятой Девы.

К торжеству посвящения собралось в Назарете миного родных и ближних Иоакима и Анны, а также множество юных дев, сверстниц Марии, для сопровождения Её во храм. Все отправились в Иерусалим, отстоявший на три дня пути от Назарета. После вступления в святой город и семидневного очищения постом и молитвою, по обычаю, предписанному приносящим жертву во храм, праведные Иоаким и Анна со всеми сопровождавшими их приблизились к храму, ведя за руки свою трехлетнюю дочь, Благодатную Марию; лик непорочных дев предшествовал им; сродники и знакомые шли за ними: все спешили с зажжёнными свечами в руках участвовать в торжестве посвящения храму Девы Марии, единственной дочери престарелых родителей, и пели священные песнопения. Навстречу им вышли с пением из храма священники, имея во главе первосвященника Захарию.

Крыльцо, ведущее ко храму, состояло из 15 ступеней, по числу степенных псалмов, которые священники и левиты пели на каждой ступени, по одному псалму, при входе во храм. Праведные Богоотцы с благоговейными молитвами поставили Марию на первую ступень. К общему изумлению всех присутствующих, трехлетняя Мария скоро и бодро взошла, без посторонней помощи, до самой верхней ступени, где её принял первосвященник Захария, окружённый священниками. Приняв Марию, он не остановился с Нею там, где обыкновенно стояли молящиеся, но ввел Её за первую и вторую завесу, то есть  в глубину внутреннего святилища, называемого Святая Святых, куда не дозволялось входить не только женщинам, но и священникам, да и сам первосвященник входил туда  только однажды в год, после продолжительного поста и молитвы, в день очищения с жертвенною кровью за себя и за грехи народа. Это было сделано по внушению Божию; Дева Мария введена во Святая Святых, подобно древнему кивоту Божию, служившему прообразованием Матери Христа, Искупителя мира.

Первосвященник, введя Деву Марию во Святая Святых, по благодатному внушению, назначил Ей тут место для молитвы; другим же девицам, приводимым в отрочестве на служение Господу, строго воспрещалось приближаться к Святилищу: им отводилось место между алтарём и церковью, где впоследствии был убит Захария.

«Иоакиме и Анно, веселитеся ныне, во храм приводяще Господень чистую Бога Матерь Христа Всецаря будущаго».

Престарелые родители, вручив дочь свою воле Отца Небесного, принесли ему благодарственные жертвы и возвратились в дом, славя и благодаря Бога. Они не плакали в разлуке с возлюбленною дочерью, не беспокоила их ни печаль одиночества, ни скорбь разлуки с предметом их радости: они благодарили Бога, ниспославшего им на старости лет божественный дар, они радовались, что удостоились принести этот дар Тому, Кто дал им познать отраду и утешение рода человеческого.

В то время при храме Иерусалимском, созданном Соломоном и возобновленном Зоровавелем, находилось кругом стены церковной тридцать прекрасных каменных зданий в три этажа, в некотором расстоянии одно от другого, с полным удобством для жизни в просторных и удобных комнатах. В одних зданиях помещались девицы, посвятившие себя на служение Богу; в других – вдовы непорочной жизни, а в отдельных кельях жили назореи, посвятившие жизнь свою на служение Единому Богу и представлявшие собою нечто вроде иноков новозаветной Церкви. Другие покои определены были для успокоения странников, приходивших в Иерусалим для поклонения Истинному Богу.

Трехлетняя Мария, по введении во храм, была помещена в обитель  девственниц, существовавшую в самые древние времена. Старшие девицы обучали Её чтению священных книг и женским рукоделиям по назначению первосвященника. Она имела особенное место для чтения, рукоделия и отдохновения; в святилище же входила только для молитвы.

Жизнь Девы Марии при храме отличалась особенною чистотою и святостью; вся обстановка её жизни возбуждала глубокое благоговение к Богу. Следуя установленному порядку, она вставала с утренним рассветом и, по свидетельству предания, по три раза в день совершала молитву: утром (до 9 часов), в полдень (около 12 часов дня) и после полудня (около 9 часов вечера). Таково было обыкновение всех благочестивых людей того времени и обязательное для пребывающих во храме. Остальное время она занималась чтением книг Священного Писания и рукоделием. В песнопениях Церкви свидетельствуется о явлении ангелов Пречистой Деве с небесною пищею: каждый день они посещали Ее и беседовали с Нею. Ее пребывание внутри храма было освящено Духом Святым.

Из рукоделий Дева Мария занималась пряжею льна и шерсти, вышивала шелками, особенно священные одежды. Она превосходила своих подруг искусством в рукоделиях, и ее природный разум был замечательно развит чтением священных книг, укрепляемый богомыслием и молитвою. Около девяти лет Её пребывания во Святая Святых она жила и служила в страхе Божием и чистоте сердца. Престарелые священнослужители смотрели на неё как на драгоценнейшее украшение святого храма и никогда не проходили мимо, чтобы не призвать не её главу благословения Божия.

Много уже лет Мария жила под кровом храма, и жизнь её была безмятежна и безоблачна, как ясное небо. Но, около девятилетнего пребывания во храме, Она узнала первую скорбь на земле: Она лишилась престарелых своих родителей. Сначала умер Иоаким (80 лет), а потом скоро умерла и престарелая Анна.

Праведные Иоаким и Анна наречены Церковью Богоотцами, и Церковь ежедневно, по окончании Божественной службы, испрашивает на отпусте выходящим из храма помилование и спасение от Господа молитвами Богородицы и святых и праведных Иоакима и Анны. Память их празднуется ежегодно 9 (22) сентября, на другой день праздника Рождества Богородицы.

Место погребения их и теперь указывают в стороне лестницы, по которой спускаются к погребальной пещере Пресвятой Богородицы в Гефсимании.

Лишившись любимых родителей, Мария испытала горькое чувство сиротства и сознала, что ничто уже не привязывает Её к земле. Всем сердцем Она предалась Единому Богу и питала одно желание – оставаться до конца жизни рабою Господа, всегда покорною святой Его воле. Она дала обет Богу сохранить девство своё Богу.

 

(Из кн. «Земная жизнь Пресвятой Богородицы
и описание святых чудотворных Её икон»)

 

 

Тропарь праздника, глас 4:

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева Исполнение.

 

Кондак праздника, глас 4:

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение .

 

Величание:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим в храм Господень вхождение Твое.

 

 

 

Слово в день Введения во Храм Пресвятой Богородицы
святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

 

Ангели, вхождение Пречистыя зряще,
 удивишася, како Дева вниде во Святая
Святых.

 

С великой любовью поклоняемся вам, святые праведные Иоаким и Анна, и на каждом богослужении поминаем мы ваши святые имена.

Но в нынешней преславный день, когда привели вы в храм Иерусалимский Богом данную вам на старости лет маленькую трёхлетнюю вашу Дочь, вы особенно дороги нам.

За ручки вели Её вы, но, дойдя до лестницы храма, Она вырвалась и быстро взбежала по ступеням храма. Её встретил вверху первосвященник Захария и, взяв за ручку, повёл в храм.

Уже это было совершенно необыкновенно, так как местом для молящегося народа был двор, обнесённый оградой, на котором совершались жертвоприношения.

Первая часть храма, святилище, в котором стоял неугасимый семисвечник, алтарь кадильный и стол для хлебов предложения, было предназначено только для совершающих богослужение священников, и никто из народа не входил в него. А маленькую девочку Марию первосвященник Захария не только ввёл во святилище, но и повёл дальше, в святейшую часть храма ­– в Святая Святых, отделённую от святилища тяжёлой завесой, куда только он, первосвященник, мог входить с жертвенной кровью, и притом один раз в год.

И вот случилось дивное и необычайное.

Немыслимым казалось не только людям, но и Ангелам, чтобы женщина, даже самая юная, могла войти во Святая Святых. А первосвященник Захария, конечно, по внушению Духа Святого, не только ввёл маленькую Марию туда, где находилась величайшая святыня народа израильского – ковчег Завета, но разрешил Ей каждый день приходить туда для молитвы у самого ковчега.

Но то, что было непостижимо для людей того времени и даже для Ангелов, теперь понятно нам. В ковчеге Ветхого Завета хранились полученные Моисеем скрижали, на которых перстом Божиим были написаны заповеди, жезл Ааронов прозябший и золотая чаша с манной, которой питался народ израильский в пустыне на пути из плена египетского.

Это, конечно, великая святыня, но маленькая девочка, молившаяся у ковчега, была ещё большей святыней: Она должна была стать Той, которую прообразовала купина, объятая Божественным огнём и не сгоравшая, виденная великим пророком Моисеем в земле Мадиамской, Она была живым Ковчегом, в который вселилось Второе Лицо Святой Троицы, Господь и Бог наш Иисус Христос, воспринявший от Неё плоть человеческую для спасения мира Кровию Своею.

Преклонимся же пред этим живым Божиим Кивотом и возлюбим Её всем сердцем. Ибо Она была началом спасения нашего.

Прошло двенадцать лет; истёк срок пребывания отроковиц во храме Иерусалимском, и юная Мария была обручена праведному Иосифу и поселилась в доме его в Назарете.

И вот новое великое чудо. Ей предстал великий Архангел Гавриил, и услышала Она от него необыкновенное приветствие: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами.

Благодатной названа Мария, благословенной между женами.

Будем же и мы чтить Её всем сердцем, как полную благодати, как Богом благословенную между всеми женами.

Чтим Её всем сердцем, Мать всего рода христианского и Заступницу нашу пред Богом, чтим и неустанно воспеваем: "Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем".

 

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ

 

Колыбель моя качалась

У Сиона, и над ней

Пальма Божия склонялась

Темной купою ветвей.

 

Белых лилий Идумеи

Снежный венчик цвел кругом,

Белый голубь Иудеи

Реял ласково крылом.

 

Отчего ж порой грущу я?

Что готовит мне судьба?

Все смиренно, все приму я,

Как Господняя раба!

 

А.Н.Майков

(1840 г.)

 

 

*  *  *

 

Как древле преслушаньем Ева

Печаль живущим принесла,

Так послушаньем Приснодевы

Вселенной радость процвела.

 

Пресветлым облаком, Благая,

Именовал Тебя пророк:

Дождем от края и до края

Сошел Всемилостивый Бог.

 

Но Божью Милость попирая,

Забыв святое житие,

Лежу, потерянно взирая

На помрачение свое.

 

В напасти ввержен, окаянный,

Греховной страстию томим,

К Тебе взываю, непрестанно –

Будь Заступлением моим.

 

Души порочной прегрешенья

Лечбою мудрой исцели,

Утиши ветхое стремленье.

Врагов спасенья устрели.

 

Нет сил ни плакать, ни молиться,

В делах любви и слеп, и нем.

Взыщи Сама, о Всецарице, ­–

Иной помощницы не вем.

 

Иеромонах Роман (Матюшин)




Материалы раздела:


Протоиерей Георгий Таранушенко: «Идти к Богу прямым путём...». Проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, 4 декабря 2015 года
Фотоальбом: Праздничное богослужение: Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 4 декабря 2014 г.
| Главная | Храм | Расписание богослужений | События | Воскресная школа | Социальное служение | Библиотека | Проповеди | Фотогалерея | Пожертвования | Молодёжная организация | Архив | «Православная беседа»
2017 Рейтинг@Mail.ru Патриархия Православие.Ru