На главную страницу

24

октября

2018

На главную
1 мая 2018:
В Псково-Печерском монастыре прошло отпевание и погребение архимандрита Адриана (Кирсанова)
4 октября 2017:
О любви к врагам и хранении мира: 20 наставлений преподобного Силуана Афонского
25 марта 2016:
Великий пост. О поминовении усопших
6 марта 2016:
Подготовка к Великому Посту
12 июля 2015:
Память Первоверховных апостолов Петра и Павла
22 мая 2015:
Никола летний: перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари
26 октября 2014:
Продолжается прием научных работ на конкурс памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)
16 августа 2014:
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл откроет торжества в честь святителя Петра, митрополита Киевского, в День города в Москве
22 ноября 2013:
Межвикариатские чтения: «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее»
Все сообщения...

Россия, которую мы потеряли


Святым Царственным Страстотерпцам посвящается…



 

В наше время, когда всё опрокинуто, необходимо взглянуть беспристрастными глазами на те истины, которые всему служат основанием, и которых отрицание произвело это всеобщее разрушение, грозящее одичалостью человеческому обществу.
В.А.Жуковский

Если Богу нужна искупительная жертва за грех моего народа для спасения России, я согласен быть ею! Да свершится воля Божия.
Царь Николай  II

Русскому поэту Георгию Иванову довелось жить в той России, которая была ещё царством. После революции он уехал за границу. И вот однажды, когда он, тоскуя по родине, смотрел на фотографию семьи последнего русского царя Николая II, в его уме сложились такие строки:

Эмалевый крестик в петлице
И серой тужурки сукно…
Какие прекрасные лица,
И как это было давно.

Какие прекрасные лица,
Но как безнадёжно бледны –
Наследник, Императрица,
Четыре Великих Княжны.

Скромный, средних лет, с простым русским лицом военный («рядовой Николай Романов» – он любил, чтобы его так называли), царь в стихотворении Георгия Иванова показан как современный, исключительно привлекательный человек. Но даже и для поэта, написавшего это стихотворение спустя всего несколько лет после крушения старой России, «это было давно». «Давно» потому, что это была другая эпоха – в революции порвалась связь времён, между прошлым и настоящим разверзлась пропасть.

Почему же в глазах императрицы, несмотря на всю величественность её фигуры на фотографии, такая печаль? И почему бледны, грустны красавицы-царевны и их брат? От предчувствия своей обречённости и конца старого мира; из-за вещего знания того, что их ждёт скорая и страшная смерть: в ночь на 17 июля 1918 года царь и его семья вместе с преданными слугами будут зверски убиты в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге.

Первые годы царствования Николая II были благоприятными и, казалось, обещали России процветание. Николай выступил с инициативой созыва международной конференции мира, которая была проведена в Гааге в 1899 году. Конференция определила принцип мирного разрешения международных конфликтов. Сколь же трагичным оказалось то, что на его долю выпало вести кровопролитные войны…

В правление Николая  II Россия неуклонно становилась великой индустриальной державой: за 20 лет производительность русской промышленности увеличилась вчетверо. Россия являлась тогда кормилицей всей Европы: в 1913 году урожай хлеба у нас был на треть выше, чем в США, Канаде и Аргентине вместе взятых!

На двадцатом году царствования императора Николая II Россия достигла ещё невиданного в ней уровня материального преуспеяния. Население империи возросло на пятьдесят миллионов человек – на 40%. Естественный прирост населения превысил три миллиона в год. Наряду с естественным приростом заметно повысился общий уровень благосостояния. Российский рубль был подлинно золотым, ибо денежное обращение более чем на 100% обеспечивалось золотой наличностью.

Происходящую в России перемену отмечали иностранцы. В конце 1913 года редактор «Европейского экономиста», Эдмон Тэри, произвёл по поручению двух французских министров обследование русского хозяйства. Отмечая поразительные успехи во всех областях, Тэри заключил: «Если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 года идти так же, как они шли с 1900 по 1912, Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении».

Служение народу Николай II воспринимал как свою священную обязанность; к подданным он относился, как любящий отец. В исторической памяти сохранилось множество случаев особенно трогательного отношения государя к простым людям. Царь обладал высочайшим правом помилования приговорённых к смертной казни: торжество христианской любви над всеобщей юридической нормой в этой государственной привилегии, данной Божиему избраннику, проявлялось особенно ясно. Царь нередко пользовался этим своим правом и всегда проверял, насколько точно осуществляли его распоряжение; а однажды он даже отправил помилованного государственного преступника в Крым лечиться, снабдив его деньгами. К России Николай II относился не сентиментально, но религиозно: служение Родине для него не отделялось от служения Богу. Царь был представителем национальной русской культуры и такой надмирной реальности, как Святая Русь.

Исключительно много Николай II сделал для Русской Православной Церкви. При нём число храмов и монастырей увеличилось более чем на десять тысяч. В его царствование было прославлено восемь святых. В частности, преподобный Серафим Саровский, чудотворец и молитвенник, служитель Божией Матери. Государь и государыня во время торжества прославления преподобного Серафима (июль 1903 года) посетили Саров. Сразу после кончины отца Иоанна Кронштадтского в 1909 году государь предсказал, что батюшка Иоанн будет впоследствии прославлен, установил день молитвенного поминовения кронштадтского пастыря...

За войнами, революциями, крушениями империй – политическими событиями внешней истории – скрытно действуют законы духовные. Всякое объяснение причин революций 1905 и 1917 годов будет неполным и неточным, если не признать, что главной причиной был отход русского общества от Бога и Церкви.

Началось разложение народа, поддавшегося низшим страстям, – с неудержимой быстротой Россия понеслась к гибели. Самодержавие являлось тем мистическим началом, которое удерживало силы зла; теперь же ничто не препятствовало вступлению в мир антихристианской стихии...

Злодейское убийство невинных людей, среди которых были ребёнок и молодые девушки, – уже само по себе страшное преступление. Но Екатеринбургскую трагедию называют убийством XX века и считают исторической катастрофой всё же по особой причине. Николай II был не просто прекрасным человеком и добрым христианином – он был Божиим помазанником. При его восшествии на престол над ним было совершено Таинство Помазания, после которого Николай стал священной особой. Поэтому убийство Государя и его семьи – святотатство, навлекшее Божий гнев на Россию и имевшее для её судьбы роковые последствия…

Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!

Из книги «Непознанный мир веры»,
М., Сретенский монастырь, 2007 г.

 

«Святая Русь не ушла в небытие...»

О Русской Православной цивилизации

 

Судьба Царя – судьба России. Будет радоваться Царь – будет радоваться и Россия. Заплачет Царь – заплачет и Россия.
преподобный Анатолий Оптинский

Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш
Русский Царь Николай
старец Николай (Гурьянов).

 

Самодержавие часто представляют как некий восточный деспотизм, ничем не удерживаемый и никем не ограниченный. Однако на самом деле понятие «самодержец» несло в себе в первую очередь духовный, а не политический смысл. Самодержец имел самое тяжкое, самое жёсткое ограничение своей власти – ограничение верой, ответственностью за народ – Божие достояние. Любовь к народу есть Божественный дар. Совершение Таинства Миропомазания над Государем во время венчания на царство означало получение им этого дара. Самодержавие означало полное самоотречение во имя России, абсолютную личную ответственность за всё, что в ней происходило, полную бескорыстность монаршего служения. Русский историк Г.М. Катков писал в эмиграции: «Получилось так, что самодержавие как институт даёт самые благоприятные условия для воспитания личности, совершенно чуждой стяжательству и низким инстинктам».

Безусловно, что самодержавие являлось своеобразной формой русской демократии, то есть государственного строя, воспринимаемого большинством нации как справедливый. Генерал М.К. Дитерихс в книге «Заветы монархическому движению» отмечал, что «самодержавный монархический строй правления по духу национально-религиозной идеологии русского народа определяется не тем, что во главе человеческого сообщества становится неограниченный самодержец в политическом отношении, а все остальные члены государства являются его безличными и безвольными подданными, а тем, что весь народ, по своему существу и духу, является сам Самодержцем своего управления и, естественно, выдвигает во главу своего правления одного из своих самодержавных членов, избираемых Богом и помазанных на Царство. Если было бы иначе, то монархический строй просто обращался бы в другую деспотию и ничего общего с учением Христа не имел. Принципы русского национально-религиозного самодержавия чрезвычайно идеальны и чрезвычайно просты с точки зрения положения учения Христа и чрезвычайно трудно усваиваются и проводятся в жизнь людьми при уклонении и искажении основных положений учения Христа».

Царь отвечал за Россию перед Богом, народ отвечал за Россию перед царём. Формула самодержавия была выведена Иоанном Грозным: «Аз есмь царь Божьим соизволением, а не многомятежным человеческим хотением». Не будем здесь рассуждать, как на практике осуществлялась царём Иоанном эта формула. Для нас главное, что суть её характерна для самодержавной власти в России вплоть до XX века. В этой связи понятия политической и личной свободы, столь важные для Запада, отходили в России на второй план...

Русская самодержавная монархия – исключительное явление мировой истории. Её нельзя поставить в один ряд ни с республиканским, ни с тоталитарным, ни с каким-либо иным светским государством, потому что только между православной монархией и Православной Церковью может быть симфония властей. Республиканская и тем более тоталитарная формы правления не стремятся к духовному развитию человека в христианском понимании этого слова и не пекутся о спасении его души. В лучшем случае такие режимы относятся к этим вопросам нейтрально (отделение Церкви от государства, толерантность), в худшем – крайне враждебно (тоталитарная диктатура).

Самодержавие не могло существовать отдельно от Церкви, с которой оно составляло единую духовно-государственную систему. Эту систему не сломали ни раскол  XVII века, ни синодальный период.

Россия – это, конечно, не Российская Федерация, не Советский Союз и даже не Российская империя. «Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня», – писал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В этих словах заключается духовная составляющая России как исторического явления.

Сила и предназначение русского народа заключались в служении Божьей Правде. Именно поэтому Российская Империя многие столетия была так притягательна для других народов, именно поэтому под скипетром русского Царя соглашались жить мусульмане, буддисты, иудеи и даже язычники...

Слово «империя» несёт в себе прежде всего духовный смысл. Империя в русском понимании – это конгломерат разных народов, отличных друг от друга по языку и вере, но признающих четыре скрепляющих основы: единого Державного Правителя, государствообразующую нацию, государствообразующую веру и единство территории. В Российской империи все её народы были равны перед Богом, царём и законом. Всё это вместе взятое создавало особую русскую православную цивилизацию. Многочисленные народы, живя в Российской империи, никогда себя не считали её колониями и никогда ими не были. Сохраняя свою самобытность и культуру, народы империи называли себя русскими. Слово это означало не национальную, а духовно-нравственную принадлежность к определённой системе ценностей. Слово «русский» было прилагательным (национальность обозначалась как «великоросс»). Можно ли себе представить «французского алжирца» или английского индийца»? В России же существовали русский татарин, русский поляк, русский армянин, русский немец, русский еврей...

В 1917 году мы отреклись от своего Богом предназначенного пути, мы пошли за чужими фетишами свободы, мы разрушили империю, и от нас отвернулись все проживавшие в ней народы. Мы сами стали духовной колонией безбожных сил. Как только русский народ согласился поставить земное выше небесного, Россия исчезла как государство и цивилизация. Другие народы перестали видеть в русских носителей сакральной власти, в их представлениях русский народ стал таким же, как все, а значит, служить его стране стало не обязательно...

Воскресение России может стать только Чудом Божьим. Как Господь мог в один миг воскресить четырёхдневного мертвеца Лазаря, так Он может в один миг воскресить Россию. Но для этого должно быть выполнено только одно условие: мы обязаны стать достойными этого Чуда. не сидеть и ждать, когда оно состоится, а стремиться своей жизнью, своими поступками вернуться на путь Веры и Любви. Святая Русь не ушла в небытие.

Из книги Л.П. Решетникова
«Вернуться в Россию», М., 2017 г.

 

 

«Придут народы к свету твоему...»

Отряхните сон уныния и лености, сыны России! Воззрите на славу её страданий и очиститесь, омойтесь от грехов ваших! Укрепитесь в вере православной, чтобы быть достойными обитать в жилище Господнем и вселиться в святую гору Его! Воспряни, воспряни, восстань, Русь, ты, которая из руки Господней выпила чашу ярости Его! Когда окончатся страдания твои, правда твоя пойдёт с тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя. Придут народы к свету твоему и цари к восходящему над тобою сиянию. Тогда возведи окрест очи твои и виждь: се бо приидут к тебе от запада и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящая Христа во веки.

Святитель Иоанн Максимович,
Шанхайский и Сан-Францисский

 


Храм свв. Бориса и Глеба в Дегунине

| Главная | Храм | Расписание богослужений | События | Воскресная школа | Социальное служение | Библиотека | Проповеди | Фотогалерея | Пожертвования | Молодёжная организация | Архив | «Православная беседа»
2018 Рейтинг@Mail.ru Патриархия Православие.Ru