Проповедь протоиерея Георгия Таранушенко за Божественной литургией в седмицу 16-ю по Пятидесятнице. Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца (1392), 8 октября 2024 года... (Далее)
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам... (Далее)
Публикация: Храм свв. мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине 13.02.2012
«Нас всех объединяет Христос…»
«Нас всех объединяет Христос…»
Проповедь отца Иоанна Кудрявцева за Божественной литургией в неделю о блудном сыне, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, 12 февраля 2012 года
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Всех вас поздравляю с праздником воскресного дня, с памятью святителей Христовых, великих учителей Церкви – вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
Сегодня неделя о блудном сыне, одна из подготовительных недель к началу Великого поста. Притча о блудном сыне известна каждому из нас. Был некий человек, у которого было два сына. И младший сын говорит отцу: «Отче, отдай мне мою часть имения, раздели нам имение». И когда отец, который любил своих детей, исполнил волю младшего сына – отдал ему имение, то тот, взяв свою часть, ушёл из отцовского дома, предал отца. Разделилась семья, и человек ушёл на «страну далече» и стал жить блудно. После того, как разделил имение отцовское, впал в блуд и стал нуждаться. И, нуждаясь, пришёл в себя и вспомнил, как он благоденствовал в доме отца, как ему было хорошо в семье, где не было разделений и розни. И сказал сам в себе: «Пойду к отцу и скажу ему: «Отче, я согрешил против тебя, возьми меня хотя бы твоим рабом». Потому что невыносима была жизнь в той далёкой стране. Невыносимо было жить в грехе, в блуде, в каком-то сиротстве духовном.
И вот он возвращается к отцу. Отец принимает его с распростёртыми объятиями и говорит старшему сыну: «Вот брат твой умер, и вот он ожил, и поэтому подобает веселиться и радоваться».
Вот о чём радуется Господь, потому что эта притча выражает волю Божию. Отец – это Господь, Который радуется, когда мы пребываем в единой семье Божией, когда мы пребываем в Церкви Христовой, когда мы не разделяемся на группы, партии, подразделения, течения, когда составляем единое Тело Христово.
Удивительным образом церковные праздники сочетаются между собой. И неделя о блудном сыне, которая, собственно, говорит нам о том, как страшно разделение, которое приводит к блуду. Сегодня же память святителей Христовых – Василия, Григория и Иоанна. Собственно, этот праздник сегодняшний и был установлен для того, чтобы не допустить разделения в Церкви. В XI веке, особенно после того, как произошёл раскол, и Римская Церковь отделилась от Восточной Церкви, были споры о том, кто из святителей главнее. Была партия, почитавшая Василия Великого, люди, которые почитали Григория Богослова, некоторые превозносили Иоанна Златоуста. И между ними была вражда, была распря, была ссора. И тогда в 1084 году три святителя вместе явились одному митрополиту, Иоанну Евхаитскому, который много написал богослужебных канонов, текстов. И вот они явились ему и сказали: «Мы не хотим разделения в Церкви Христовой, самая главная наша забота – это чтобы Церковь Христова была единой, и поэтому объяви народу, что среди нас нет ни старшего, ни младшего, мы все равны пред Господом, чтобы люди почитали нас равными, чтобы не разделялись из-за этого. Составь богослужение, напиши канон нам вместе, трём святителям, и пускай люди не разделяются, а вместе, единым сердцем и едиными устами почитают нас и славят Бога и Отца».
И вот после этого видения святитель Иоанн написал канон святителям Христовым, составил им праздник. И с тех пор совершается в церкви этот день, день единения. Это очень важный праздник. Сегодняшним днём Господь нас призывает к единению, потому что раздробление, раздробленность, вражда – это начало всех греховных болезней.
Чем страдает сейчас наше общество? Наверное, самая страшная болезнь – это разделение, это рознь, это непонимание друг друга. Это разделение, как в притче о блудном сыне, приводит к другому страшному греху, приводит к блудным грехам, когда человек устраняется от единства семейной жизни, когда человек устраняется от единомыслия со своими близкими и направляется то в одну сторону, то в другую. И гибнет человек, и не знает, в чём найти себе опору.
И сейчас наше Отечество, наше общество находится в таком страшном состоянии. Посмотрите, за последний месяц сколько совершилось страшных событий, сколько подростков погибли, совершив совершенно безумный шаг, покончив жизнь самоубийством. Это очень знаменательно, это очень важно нам понять, что это страшный симптом нашей болезни, нашего разделения. Потому что разделение происходит и в обществе, и в наших семьях.
И вот эти несчастные подростки, видя, как разделяются муж и жена, как в семье нет согласия, нет единомыслия, единодушия, – озлобляются на весь мир и решают покончить жизнь самоубийством. Они уходят в социальные сети, уходят в компьютерные игры, опять же потому, что нет в семье реального общения. А компьютер как бы заменяет общение, создаёт иллюзию общности, иллюзию какого-то единения. Хотя это не единение, это социальная сеть, а не социальное единство. И поэтому люди не находят себе опоры в жизни. И кончается это трагедией.
Разделение происходит и в обществе, когда постоянно происходят какие-то выступления, какие-то обвинения друг друга. Это самое страшное сейчас для нас с вами и для нашего Отечества – поддаться духу разделения, духу вражды, духу осуждения друг друга, потому что не к этому призывает нас Господь. И сейчас, наверное, святители Христовы Василий, Григорий и Иоанн особенно молят о нашей Церкви, о нашем Отечестве, чтобы не допустить гибельного разделения, которое приведёт наше общество к смерти, к духовной деградации.
И дай Бог, чтобы нам понять, что единство возможно только в Церкви Христовой. Есть много политических планов, программ, предложений о том, как объединить общество. Есть очень много здравых советов и мыслей, как нам устроить нашу общественную жизнь. Но не в этом основа единения человека, потому что каждый человек в самом себе чувствует разделение. Он разделяется на человека ветхого, греховного и на человека нового, обновлённого благодатью Божией. И вот пока человек сам в себе не устранит это гибельное разделение, пока не приобщится Церкви Христовой, до тех пор он не сможет достичь единства в своей семье, а значит, и в обществе. Нас всех объединяет Христос. Мы все объединяемся вокруг веры Христовой, вокруг святого Таинства Евхаристии, потому что причащаемся из единой чаши.
И вот это объединяет всех людей, каких бы убеждений они не были, каких бы взглядов они не держались общественных или политических. Молодой и старый, богатый и бедный, учёный и простец – они все объединяются во Христе. И вот в этом залог нашего единства, в этом залог крепости нашей семьи. Если семья объединяется вокруг веры во Христа, то тогда дети не уходят на «страну далече», тогда дети ощущают, что семья – это величайшая ценность, величайшее благо, потому что через семью человек приобщается тайне спасения, единству во Христе.
Конечно, очень трудно это почувствовать и понять, очень трудно объяснить это своим близким, но нам с вами дано очень и очень многое. Нам дана с вами возможность молиться и самим первыми исполнять заповеди Божии, самим уклоняться от вражды, от ссор, обид, покрывать немощи наших близких любовью и стараться более всего о том, чтобы сохранить единство в нашей семье, в нашем обществе и государстве, в нашей Церкви.
Потому что, к сожалению, и в Церкви бывают разделения. Как апостол Павел еще писал коринфянам: «Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? А вы говорите, что я Павлов, я Аполлосов, я Кифин». Так же и мы сейчас говорим: я хожу к одному батюшке, я хожу к другому священнику, а вот у меня такие взгляды, я хожу в другой храм. И при этом происходит то, что мы забываем о единстве во Христе, забываем что в какой бы храм мы ни ходили, к какому бы священнику мы ни ходили на исповедь, цель нашей исповеди, нашей молитвы, нашего покаяния – соединиться со Христом, стать членами Церкви Христовой, которая едина, неразделима. Поэтому для нас с вами важно не столько то, в какой храм мы ходим и какому священнику исповедуемся, а насколько мы готовы отбросить свой эгоизм, отбросить свои какие-то привычки, свои обычные представления, чтобы понести немощи наших близких, чтобы не осуждать и не отделяться от них, чтобы простить им их немощи, чтобы помолиться Господу, чтобы Господь нас соединил в единое Тело Христово.
И тогда, несомненно, по молитвам святителей Христовых Василия, Григория, Иоанна Господь соединит нашу Церковь, объединит наше общество и тогда сподобит нас Царства Небесного. Аминь.
Публикация: Храм свв. мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине