
Святитель Николай (в миру Никола Велимирович, 23 декабря 1880 – 18 марта 1956), епископ Охридский и Жичский, Сербская православная церковь.
Родился святитель Николай 5 января (23 декабря по старому стилю) 1881 года в селе Лелич, недалеко от сербского городка Валево. Окончил местную богословскую школу, затем в 1904 году продолжил учиться в Швейцарии, где защитил докторскую диссертацию. В 1909 году принял монашеский постриг в монастыре Раковица недалеко от Белграда. Преподавал в Белградской Духовной Академии. Читал лекции в Америке и Англии во время Первой Мировой войны. В 1919 году был поставлен во епископа Жичского, а через год принял Охридскую епархию, где служил до 1934 года, когда ему вновь удалось вернуться в Жичу. В начале Второй мировой войны пребывал в заключении в монастыре Раковица, затем в Войлицу, наконец оказался в концлагере Дахау. После освобождения перебрался в Америку, где занимался богословием и просветительством. Скончался он 18 марта 1956 года в Пенсильвании.
В 2003 году на Архиерейском соборе Сербской Православной Церкви причислен к лику святых.
Бог и вера
От Бога нас отделяет ложь, и только ложь... Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания – вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиям и отречению от Бога.
По мере нравственного очищения человека истины веры открываются ему всё яснее.
Солнце отражается в чистых водах, а небо – в чистом сердце.
Люди не верят вере, проповедуемой маловерными.
Вера Христова – опыт, навык, а не теория и не людское мудрование.
Ту пустоту, которая остается в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить.
...Не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого беспощадного, какой только может быть в этом мире.
Из всех благ на земле люди больше всего любят жизнь. Любят они ее даже больше истины, хотя без истины и нет жизни. Следовательно, жизнь - это высшее благо, а истина - основание жизни.
Смерть не естественна, а противоестественна. И смерть идет не от природы, а против природы... Протест природы против смерти превозмогает все надуманные оправдания смерти.
Даже наихудший человек трижды в жизни вспоминает о Боге: когда видит праведника, страдающего по его вине, когда он сам терпит скорби по чужой вине и когда наступает для него час смерти.
Истина открывается любви
Искать истину – значит искать предмет любви. Искать же истину, чтобы сделать ее орудием – значит искать истину ради прелюбодейства. Тем, кто ищет ее ради этого, истина бросает кость, но сама бежит от него за тридевять земель.
Откроет ли человек глаза и обратит взор на себя – увидит Бога, закроет ли их и всмотрится в себя – опять увидит Бога: и тело его, и дух носят в себе и являют собой два пути богопознания.
День и ночь
Если ткать днем, а ночью распускать, никогда не соткать.
Если строить днем, а ночью разрушать, никогда не построить.
Если молиться Богу, а делать пред Ним злое, никогда ни соткать, ни построить дом своей души.
Добро и зло
Только сильный решается делать добро.
Испокон веков волки задирали овец, но никогда еще ни одна овца не задрала волка, однако же в мире всегда больше овец, чем волков.
Когда зло выбросит и последнюю карту, добро будет еще одну держать в руках.
Все зло, которое люди творят под Небом – это исповедь немощи и бессилия.
Господь ищет созидателей, а не разрушителей. Ибо созидающий добро – тем самым разрушает зло. А тот, кто пустится разрушать зло – быстро забудет о созидании добра и превратится в злодея.
Без стойкости в добре никто не может почувствовать подлинного удовлетворения жизнью. Ведь на пути к добру сначала вкушаешь горькое и лишь потом сладкое.
Если безбожник бросает тебе вызов, или поносят тебя безумцы, или гонят озлобленные люди – считай всё это делом дьявола, ибо человек по природе набожен, умен и добр.
Именно дьявол вызывает тебя на долгие споры и бесплодные разговоры. Сделай благое дело во имя Христово – и дьявол убежит от тебя. Тогда ты будешь иметь дело с настоящими людьми: благочестивыми, умными, добрыми.
Никто под солнцем не велик, кроме того, что верит в окончательную победу добра. Впрочем, без такой веры никто со всей серьезностью не верит и в Бога. Эти две веры соотносятся так же, как солнечный свет и солнце.
Там, где есть мужество, зло – покорный подданный; там, где его нет, зло – суверен.
Зло мы навлекаем на себя с помощью такого же зла, живущего в нас самих.
Грех
В человеке только грех – подлинное зло, а вне греха зла не существует.
Следует опасаться не столько самого греха, сколько его власти над человеком.
Человеку трудно не грешить, но он должен прилагать всё старание к тому, чтобы избежать пленения грехом.
Над грехом способен возвысится только тот, кто стоит выше смерти.
Но чем больше кто-то боится смерти, тем меньше он боится греха.
...Какой ужас, если твой день – то, что внешнее, твоя ночь – то, что внутри!
Желание – семя греха.
Сомнение и отчаяние суть два червя, развивающиеся из личинок греха.
Против трех нездоровых состояний души святой апостол выставляет три ее здоровых качества: против гордости – смирение, против гневливости – кротость, против малодушия – долготерпение.
Ненавидь зло, а не человека, делающего злое, потому что он болен. Если можешь, лечи этого больного, а не убивай его своим презрением.
Грешник легче понимает, терпит и переносит грешника, чем праведника.
Вражда и обида
Человек ненавидит того, против кого согрешает. Когда человек догадается, что такой-то знает о его тайном грехе, то его поначалу охватывает страх перед этим сокровенным свидетелем. Страх быстро переходит в ненависть, а ненависть совсем ослепляет.
Никто так не боится мук, как мучающий других.
Слабость
Преступление всегда слабость. Преступник – трус, а не герой. Потому всегда смотри на своего обидчика как на более слабого; как не станешь мстить малому ребенку, так же не мсти никому ни за какую обиду. Ибо она рождается не от зла, но от слабости. Так ты сохранишь свою силу и будешь подобен спокойному морю, которое никогда не выйдет из берегов, чтобы утопить безрассудного, бросающего в него камень.
Гордыня и смирение
Гордость – поистине дочь глупости...
Гордость сродни надувшемуся пузырю, лопающемуся от слабейшего прикосновения иглы. Малейший укол судьбы превращает ее в отчаяние.
Грустно это – не сметь посмотреть в зеркало, но опасно не отводить от него глаз.
Зависть
Первым грехом, проявившемся в мире духов, была зависть.
Зависть никогда не выступает под своим подлинным именем.
Богатство
Богатство – благо, когда его можно обратить в доброе дело.
Богатство – зло, когда, вместо того чтобы наделить человека свободой, оно ставит своего собственника себе в услужение.
Те, кто не умел делиться богатством, пока им обладал, должен будет научиться просить, когда оно будет у него отнято.
Эгоизм и альтруизм, любовь и милосердие
Научившийся быть благодарным научится быть и милостивым. А милостивый человек свободнее шагает по этому миру.
Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни, а, наоборот, расширяем ее границы.
Героизм и эгоизм
Не верь теориям и разговорам о законе эгоизма. Его не существует. Господь правит миром, а люди – род Божий.
Человек, прыгнувший в поток, чтобы спасти тонущего, в один миг уничтожает все эти теории и пресекает такие разговоры.
Когда угасает любовь, люди ищут справедливости.
Мир
Люди, не видящие мир в себе, не увидят свое место в мире.
Мы не просто очевидцы этой жизни, мы все ее участники. А потому, что бы ни случилось в мире – это происходит и со мной.
Мала эта земля, но будьте вы великими, чтобы своим ростом восполнить ее незначительность.
Человек
Невежды утверждают, что ноги носят голову, тогда как знатокам известно обратное: именно голова носит ноги.
Добрая воля в человеке – это сила созидающая, стихословящая и поющая.
Имеющий великое имеет и малое.
Никто не велик, если не держится кого-то величайшего.
Глазами каждого человека на тебя взирают миллионы его предков. – Смотри и виждь! Они говорят и его устами. – Прислушайся!
Каждый дух раскрывает себя в своем творении, и каждая тварь выражает себя через присущее ей действие.
Ни офицерский мундир не сделает вас храбрым, ни священническая ряса - милосердным, ни судейская тога - справедливым, ни министерское кресло - сильным, если ваша душа не изобилует ни мужеством, ни состраданием, ни праведностью, ни крепостью.
Первый голод человека – алкание истины.
Второй голод нашей души – алкание правды.
Третий ее голод - алкание чистоты.
Страх перед самим собой
Кто никогда не испугался самого себя, тот не знает страха. Ибо все чудовища внешние, которых человек страшится, находятся внутри него самого, причем в неразбавленной эссенции.
Женщина
Если высказать всю истину, то мы должны будем признать, что всё зло в мир сей вошло через жену, но от Жены пришло и спасение мира.
Брак
Бог благословил брак сначала в раю, а затем в Кане [Галилейской]. В браке две плоти становятся плотью единой, два храма Духа Святого обретают единый кров.
Воспитание
Чем дольше мать лелеет и качает свое дитя на руках, тем позже оно начинает ходить.
Вы громко и злобно кричите, что нужно выбросить преподавание веры из школы. Пусть-де молодежи вдоволь рассказывают о кровавом Нероне и изувере Калигуле, только чтобы не упоминали о спасительном имени Иисуса Христа.
Жизнь
Дни поражений тяжелее забыть, чем дни побед.
Христианство
Главных евангельских идеи – три: идея братства, идея свободы и идея любви. Как три шелковых нити, проходят они через все четыре Евангелия.
Когда в душах людей угасают лампады и свечи, фимиам превращается в удушающий дым, а сердце, сделавшись холодным и твердым, как камень, перестаёт быть алтарем любви – тогда и стены храма уже не радуют Бога.
Государство
Власть – это великое искушение, и мало тех, кто способен ему противостоять.
Не бывает ни деспотов без людей трусливых, ни героев без милости.
Закон – паяц силы.
Борьба за власть и право – болезненное явление в человеческой истории.
Публикация: Фома
|