Газета православной общины Храма святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине для сотрудников и пациентов Психоневрологического интерната № 25
ПРАЗДНИКИ
21 сентября – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы
Об этом событии не сказано в Писании, но Церковь бережно донесла до нас предания, которые повествуют и о чудесных обстоятельствах появления на свет Девы Марии – Той, Кому Господь доверил стать Матерью Своего Единородного Сына.
В древнем городе Назарете, что расположился в Галилее, на севере Святой Земли, жили праведные супруги – Иоаким и Анна. Они происходили из древнего царского рода, восходящего к святому царю Давиду. Впрочем, святые супруги жили не по-царски скромно, их богатством была вера в Бога. Уже одно это делало их счастливыми, но все же было одно обстоятельство, которое омрачало счастье супругов – у них не было детей. Это всегда очень печально, когда в семье, в которой царит любовь, нет детей.
Иоаким и Анна непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это. Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием, и однажды он пришел на праздник в Иерусалимский Храм, чтобы принести жертву Богу. Но священник отверг приношение и укорил Иоакима, сказав: «Не надлежит тебе участвовать в жертвоприношениях, предлагаемых Богу, ибо не благословил тебя Бог и не дал тебе потомства в Израиле».
Для иудеев рождение ребенка считалось особым религиозным долгом: каждая семья надеялась, что обещанный Спаситель произойдет из их рода, поэтому бездетность святых Иоакима и Анны стала причиной насмешек и поношений со стороны других людей.
Услышав эти обидные и несправедливые слова, Иоаким ушел в пустыню. Там он 40 дней и 40 ночей постился и слезно молился, чтобы Господь даровал ему дитя, хотя бы в старости.
Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь Дочь благословенную, выше всех земных Дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария». Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: «Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!»
Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену».
Вскоре слова Ангела сбылись – у Иоакима и Анны родилась Дочь, Которую назвали Мариам, или Мария. Имя «Мария» означает «Госпожа». Это не случайно, ведь Деве Марии предстояло стать Царицей Неба и земли. А празднество в Ее честь «почитается днем спасения всего мира».
Использована информация с сайта http://virginnativity.paskha.ru/
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 - 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306 - 337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 - 363) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака 28 октября). Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме - месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, - его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602 - 610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609 - 633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610 - 641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня - Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.
В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский (память 4 июля) говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».
Православие.ru
19 сентября - Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех
Праздник воспоминания чуда Архистратига Михаила установлен по следующему случаю. Близ Иераполя, в Колоссах фригийских, над источником, подававшим чудесно исцеления, находился храм святого Архистратига Михаила. Храм был построен в благодарность за исцеление по ходатайству Архистратига Михаила. При храме поселился отрок Архипп для исполнения пономарской службы. Он вел жизнь подвижническую: питался весьма скудно, носил одежду ветхую и спал на камнях, и при этом обращал многих язычников ко Христу. Язычники неоднократно нападали на Архиппа и оскорбляли его и даже били. Наконец, они задумали разрушить самый храм и убить Архиппа. Недалеко от храма протекали две реки, и они решили пустить обе реки на храм и чудотворный источник. Выкопали глубокий и широкий ров и наполнили его водою из рек. Святой Архипп видел замыслы врагов и молился в храме святому Архистратигу Михаилу сохранить храм и источник. Между тем, язычники уже готовились пустить воду в храм, а сами стали на возвышенности, чтобы видеть погибель святого места с Архиппом. Вдруг святой Архипп слышит голос, внушивший ему выйти из храма. Он вышел и увидал Архистратига Михаила, который повелел ему смотреть, как Бог сохранит храм. Архистратиг поднял свою правую руку и удержал стремление вод, которые уже были пущены, повелев им идти в расселину большого камня, находившегося близ храма, и сам после того сделался невидим. Скончался святой Архипп в глубокой старости.
Святой Архипп, чудесно избавленный Богом от смертной опасности по ходатайству Архистратига Михаила, верным служителем коего он был, напоминает нам, возлюбленные мои братия, о той отрадной истине, что христианин ничего не должен бояться, если с ним Бог, говорящий ему: «Не бойся, Я с тобой!».
«Бывает, – говорит святитель Тихон Задонский, – что мать утешает свое плачущее дитя и говорит ему: не бойся, я с тобою! Вот также и милосердый, человеколюбивый Бог, наш Создатель, Отец щедрот и Бог всяких утех, говорит всякой верующей душе, которая находится в искушениях и напастях, скорбит, сетует и боится: не бойся, говорит ей Господь: Я с тобою! Я твой Создатель, Я твой Искупитель, Я твой Спаситель, Я твой Помощник и Заступник, Я, Который в руце Своей все содержу и Которому все повинуется, Я с тобою! Рече Сион: остави мя Господь, и Бог забы мя. Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь (Ис. 49, 14-15). Аще преходиши сквозе воду, с тобою есмь, и реки не покрыют тебе, и аще сквозе огнь пройдеши, не сожжешися, и пламень не опалит тебе. Яко Аз Господь Бог твой Святый Израилев спасаяй тя.
Так был Господь с верным Своим Ноем, и сохранил его от всемирного потопа.
Был с верным Своим Лотом, и сохранил праведника от казни содомской.
Был с рабами Своими Авраамом, Исааком и Иаковом, сохранил их на земле странствования их, как написано о них: не остави человека обидети их, и обличи о них цари: не прикасайтеся помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте (Пс. 104, 14, 17).
Был со Иосифом, и в нашедших ему искушениях и страданиях сохранил его и прославил.
Был с Давидом помазанником Своим в различных искушениях и гонениях, и сохранял раба Своего от врагов его.
Был с Ионою во глубине морской, и сохранил его во чреве китове, и избавил его от зверя морского.
Был с тремя отроками в пещи вавилонской, и угасил им силу огненную, и научил их петь благодар-ственную песнь.
Был с Даниилом в рове, и заградил уста львов, и избавил его оттуда.
Был с апостолами, был с мучениками, и сохранил их посреди ужасных мучений.
Был с пустынниками, жившими в пещерах, в вертепах и пропастях земных, и сохранил их от козней вражиих.
Был и есть и будет до скончания века с верными рабами Своими, по неложному Своему обещанию: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, аминь (Мф. 28, 20). – О Божественного, о любезного, о сладчай-шего Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе, Его же вернии утверждение имуще радуемся. Вот почему верные рабы Его, ощущая присутствие Его и живое утешение, дерзают, воскипают и поют песнь в радости духа: Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело. Сего ради не убоимся, внегда смущается земля и прелагаются горы в сердца морская. Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковлев (Пс. 45, 2, 3, 12). Аще и пойду посреди сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси, Боже (22, 4). Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся» (Пс. 26, 1).
«Смотри, христианин, сам-то ты будь только Божий, а Бог Своего не оставит, – наставляет тот же святитель. – Веруй сердечно в Него, яко в Бога, угождай Ему верой и правдою; всю надежду свою на Него возлагай, и от сердца призывай Его, Он – близ тебе есть, с тобою есть, спасаяй тя Святой Израилев. И где бы ты ни был, в каком бы искушении или скорби ни находился – Он всегда с тобою, и смотрит на подвиг твой, и невидимой рукою укрепляет тебя и помогает тебе, и хотя бы все злые люди восстали против тебя, и бесовские полки окружили тебя – ничего не успеют. Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою. Господь сохранит тя от всякого зла, сохранит душу твою Господь. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое от ныне и до века (Пс. 120, 5, 8). – Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене, вонми в помощь мою, Господи спасения моего! (37, 22, 23). Господи сил, с нами буди, иного бо, разве Тебе, помощника в скорбех не имамы: Господи сил, помилуй нас!»...
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
Православная газета
СВЯТЫЕ
30 сентября – память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу.
Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели, они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем и восходили от силы в силу. А так как они были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать внимание. Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и начальник области Антиох и пожелал их видеть. Как только он убедился, что они – христианки, донес об этом императору Адриану (117 - 138), и тот велел привести их в Рим. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде - 10 и Любови - 9 лет) оставались непреклонны. Тогда император приказал жестоко истязать их: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их. Младшую, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены.
Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.
Православие.ru
УРОКИ ПРАВОСЛАВИЯ
Таинство покаяния (Исповедь)
Покаяние – это таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.
Покаяние – это обличение своего греха, это решимость не повторять его в дальнейшем.
Для чего существует таинство Покаяния? Становясь членом Церкви Христовой, человек проходит через великое таинство Крещения, в котором он омывается от первородного греха и от всех личных грехов, совершенных им до Крещения. Таким образом, в момент Крещения человек действительно свободен от всякого греха, Святой Дух пребывает в нем, делая его наследником Царства Божия.
Но жизнь продолжается. Даже прилагая все старания к тому, чтобы проводить духовную жизнь в соответствии с Божественными заповедями, человек, зачастую невольно, по немощи, впадает в различные грехи. Мы грешим против Бога, против ближнего и против самих себя. Грешим делами, словами и даже мыслями. Грешим по наущению дьявола, под влиянием окружающего мира и по собственному злому произволению. «Нет человека, который поживет на земле и не согрешит», – говорится в молитве. Но нет и такого греха, который не прощается Богом при нашем покаянии. Ради спасения грешников Бог стал человеком, был распят и воскрес из мертвых. Святые отцы сравнивают милосердие Божие с морем, погашающим самое сильное пламя людских беззаконий.
По мере накопления греховного груза, Святой Дух все более отходит от человека, и спасение делается проблематичным. Вот тогда-то на помощь приходит таинство Покаяния, позволяя человеку освободиться от грехов, совершенных после крещальной купели.
Ежедневно в православных храмах совершается исповедь. Явно ее принимает священник, а невидимо – Сам Господь, давший пастырям Церкви власть отпускать грехи. »Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе, [имя], вся прегрешения твоя, и я, недостойный иерей, властью Его мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих...» – молится батюшка.
На исповеди не надо оправдываться, жаловаться на обстоятельства жизни, маскировать грехи расплывчатыми фразами наподобие «грешен против шестой заповеди», вести разговоры на посторонние темы. Нужно, не стыдясь (стыдно грешить, а не каяться!), рассказать все, в чем обличает совесть и Евангелие. Ни в коем случае нельзя ничего скрывать: грех можно утаить от священника, но не от Всеведущего Бога
Если, исповедуясь в чем-либо, мы твердо намерены повторять этот грех, – покаяние не имеет смысла. Нельзя приступать к таинству в состоянии ссоры или затяжной непримиренности с ближним.
В некоторых случаях священник назначает кающемуся епитимию – своего рода духовное лекарство, направленное на искоренение порока. Это могут быть поклоны, чтение канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество ко святому месту – в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надлежит выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.
Как и все церковные таинства, таинство Покаяния является богоустановленным: Сам Господь Иисус Христос дал Своим апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
Краткий перечень самых распространенных в наше время грехов:
Я (имя) согрешил(а) перед Богом:
Cлабой верой (сомнением в Его бытии).
Не имею к Богу ни должного страха, ни любви, а поэтому: каяться не умею, грехов не вижу, особо и не стараюсь узнать, что греховно, а что спасительно, не исполняю Его святые Заповеди, не вспоминаю о смерти, не готовлюсь предстать на Суд Божий, и вообще равнодушен(на) в отношении к вере, к Богу и своей горькой участи в Вечности.
Согрешил(а):
Не благодарю Бога за Его милости.
Приписыванием успехов себе, а не помощи Божией.
В самомнении и гордыне надеялся на себя и на людей более, чем на Бога.
Непокорностью воле Божией (желаю, что бы всё было по-моему).
Нетерпением скорбей и болезней (боюсь страданий, попущенных Богом за мои грехи, забывая, что даны они мне для очищения души от них и спасения).
Ропотом на свой жизненный крест («судьбу»), на людей, (Бога), обвинением Его в жестокости.
Малодушием, унынием, печалью, ожесточением сердца, отчаянием в спасении, мыслями о самоубийстве, попыткой самоубийства.
Согрешил (а):
Оправдываю свои грехи (ссылаясь на житейские нужды, болезнь и телесную слабость, и что меня в молодости никто не научил вере в Бога).
Будучи неверующим(ей), совращал(а) в неверие людей.
Посещал(а) места безбожия (мавзолей, атеистические мероприятия...), участием в них.
Хулой на Бога и на всякую святыню.
Не ношением нательного креста.
Употреблением без разбора газет..., в которых было написано имя Божие...
Называл(а) животных именами святых: «Васька», «Машка».
Согрешил(а):
Редким посещением Церкви в воскресенья и праздники. Проводил(а) эти дни в работе, торговле, пьянстве, многоспании и развлечениях (от этого бывает помрачение ума, бесстыдство, плотская похоть, ссоры, повреждение здоровья...).
Не хождением в церковь (из-за дождя, грязи, мороза..., по лености и нерадению).
Опаздыванием в Церковь и ранним уходом из неё.
На службе - согрешил(а) разговорами, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, рассеянностью ума, хождением по храму без нужды.
Проходя по храму, толкал(а) людей, грубил(а).
Слушал(а) проповеди с чувством критики и осуждения проповедующего, уходил(а) с проповеди.
Редко размышляю о слышанном в храме и читанном в Священном Писании.
Во время женской нечистоты дерзала ходить по церкви и прикасаться к святыне (у мужчин после ночного осквернения).
Согрешил (а):
Редко исповедуюсь.
Совершив грех не укорял(а) себя и не каялся(лась) сразу (этим доводил(а) душу до окамененного нечувствия).
К Причастию дерзал(а) приступать без должной подготовки (не читая каноны и молитвы, утаивая и умаляя грехи на исповеди, без поста, во вражде...).
Не читал(а) благодарственных молитв.
Не проводил(а) дни Причастия свято (в молитве, в чтении Слова Божия, в благочестивых размышлениях, а предавался(лась) объедению, многоспанию, празднословию...).
Согрешил(а):
Осуждаю живых и мёртвых (а своих грехов не вижу).
Празднословием (пустые разговоры о житейской суете...).
Рассказом и слушанием пошлых и кощунственных анекдотов (о Боге, Церкви и священнослужителях).
Неумеренным смехом, хохотом, красованием перед людьми, собственным остроумием, приводящем их к смеху.
Призыванием имени Божия всуе (без нужды, в пустых разговорах, шутках).
Осуждением священников, монахов.
Слушанием и пересказом сплетен о священнослужителях и Церковных делах.
(продолжение в следующем номере)
Отданное возвратится
Когда человеку плохо и тяжело, он, как правило, все воспринимает обостренно. И обостреннее всего чувствует — чего бы он хотел от других людей, какой помощи, какой заботы. Помощь и забота даются не всегда. Но это и не страшно. Есть Господь и Его помощь и забота, которые могут проявляться многообразно и далеко не во всех случаях явно. Кроме того, это время — лучшее, чтобы понять… иных людей — их ожидания, чаяния в схожих ситуациях. И если именно так его использовать, то можно стать очень чутким к боли и скорби другого, сердечным, теплым. А когда делаешься таким, то — вот удивительная вещь! — уже не так нуждаешься в том, чтобы кто-то был столь же чуток и сердечен по отношению к тебе.
Это вообще удивительный духовный закон: начинаешь отдавать то, что так нужно тебе самому, и тотчас получаешь это же вдвойне и втройне. Я не о материальных предметах говорю, конечно, а о том, что больше к области душевной и духовной относится. Хотя и с материальным так бывает — делишься последним, сам без гроша остаешься, а Господь тотчас посылает то, чего и ожидать ты не мог, буквально из нищего богачом делает. Особенно же, если предвидит, что ты и снова обнищать ради ближнего не откажешься.
Сколько людей, которые мучаются оттого, что их «никто не любит»«! А ты начни любить сам. Или, если нет в тебе любви или чего-то, хотя бы отдаленно ее напоминающего, делай дела любви. И ты увидишь, что тебя полюбят. Знаешь, почему? Потому что будет наконец, за что.
Воистину мало кто по-настоящему смог познать эту удивительную истину: «Блаженнее давать, нежели принимать». Если бы познали, то только бы и давали, не ожидая ничего взамен и получая, однако, неизмеримо больше. И это на самом деле именно так — не слова это красивые, а самая реальная, опытом удостоверяемая правда.
В чем основа этого закона, в чем секрет его таинственного действования, в чем тайна? В том, что даем мы людям, а возвращает нам Господь. Иногда сразу и так, что не заметить — захочешь, да не сможешь. Иногда — после и прикровенно. Ведь Он Сам говорит: «Так как вы сделали это одному из братьев Моих сих меньших, то сделали Мне». Люди могут быть неблагодарны и чаще всего оказываются такими, но не Господь. Если же чего-то сейчас и не вернет Он тебе, то вернет потом — сторицей, не скорби понапрасну. Когда потом? Тогда, когда нуждаться в этом будешь более всего, когда все, что здесь, пройдет, словно сон.
Игумен Нектарий (Морозов)
Благословение
Тетя Шура проработала всю жизнь в военном санатории «Волга», там же она и жила. Она была уже немолодой верующей женщиной, очень добрым и порядочным человеком. Там служили солдаты, а она их очень жалела, так как родители от них далеко. Своих детей у нее не было, и все свое тепло она щедро раздавала солдатам, всегда с ними беседовала и угощала, чем могла: то пирогов напечет, то словом теплым согреет.
Тетушка часто рассказывала про молодого солдата Николая - он помогал ей по работе. В шутку она говорила, что у нее теперь появился сынок. У них нашелся общий интерес: вера в Бога, он был из верующей семьи.
Однажды Николай подошел к моей тетушке и попросил благословить его перед дальней дорогой, так как за хорошую службу ему дали отпуск на десять дней. Он живет на Украине, путь предстоит дальний, храма поблизости нет, и ему с благословлением будет спокойней в дороге. Мама всегда его благословляла в дорогу и на другие хорошие дела, а тут – и мамы нет рядом… Тетя Шура благословила его иконой Божьей Матери, и Николай уехал на свою родину. Какое-то время его не было видно в части, а когда он снова появился, то тетя не сразу узнала в нем прежнего Николая. Навстречу ей шел солдат с седыми волосами и очень повзрослевшим лицом. Он поблагодарил тетушку за благословление и рассказал о том, как это благословение спасло его жизнь.
Он уже приехал на Украину, и ему осталось проехать всего несколько десятков километров на автобусе до дома. Купил билет на автобус, ему досталось место на первом сидении в противоположной стороне от шофера. В дороге он задремал и проснулся от резкого толчка и непонятного шума. Открыв глаза, он не сразу понял, что автобус попал в аварию. С левой и с правой стороны, всего в нескольких сантиметрах от его лица, торчали трубы. Покосившись, он увидел кругом кровь, стоял дикий крик, от которого шевелились волосы на голове. И первое, что пришло в голову: «Я жив! - это благодаря благословлению иконой Пресвятой Богородицы меня уберег Ангел Хранитель!» А если бы не было этих сантиметров, если бы трубы прошли чуть ближе – что тогда? Освободившись из трубного плена, стал помогать вытаскивать раненых и мертвых. Когда все более-менее успокоилось и пришла помощь, Николай узнал, что он единственный не получил в этой аварии даже царапины. Вот только – совсем молодой – поседел.
Оказывается, впереди автобуса ехала машина, груженная трубами, вдруг она резко затормозила – и трубы со всего размаха влетели в переднее стекло автобуса, водителя и многих пассажиров прошило этими трубами насмерть. Уже потом он осознал в полной мере, что произошло и как его спасло благословление и самое главное – вера в Бога, Который сохранил Николая невредимым.
Наталия Гражданкина,
г. Самара
ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ
С чего начинается Родина?
С чего начинается Родина?
С церквушки над тихой рекой,
Со Спасова древнего образа,
С горящей свечи восковой.
А может, она начинается
С молитвы прабабки моей,
С нательного детского крестика,
С Причастья у Царских Дверей…
С чего начинается Родина?
С часовни у Красных ворот,
С Заступницы Матушки Иверской,
К которой стремится народ?
С чего же она начинается?
С признания в детских грехах;
Отчизна моя отражается
В священника добрых глазах.
С чего начинается Родина?
С церквушки над тихой рекой,
Со Спасова древнего образа,
С горящей свечи восковой.
А где же она завершается?
В бездонной небес синеве,
Где время и вечность сливаются
В молитве о Русской Земле.
Протоиерей Артемий Владимиров
Материалы для газеты подготовила
Зоя Сальникова
|