На главную страницу

14

марта

2025

На главную

Храм нуждается в нашей помощи!

Пожертвовать на храм



Аннотация:

Газета православной общины Храма свв.мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине для сотрудников и пациентов Психоневрологического интерната № 25. Июль 2013 г.


1 января 2014:
«Православная беседа», январь 2014 года
1 декабря 2013:
«Православная беседа», декабрь 2013 года
1 ноября 2013:
«Православная беседа», ноябрь 2013 года
1 октября 2013:
«Православная беседа», октябрь 2013 года
1 сентября 2013:
«Православная беседа», сентябрь 2013 года
1 августа 2013:
«Православная беседа», август 2013 года
1 июня 2013:
«Православная беседа», июнь 2013 года
Все сообщения...

«Православная беседа», июль 2013 года


Газета православной общины Храма свв.мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине для сотрудников и пациентов Психоневрологического интерната № 25

 

ПРАЗДНИКИ

 

7 июля – Рождество честного славного Пророка, Предтечи
и Крестителя Господня Иоанна

Как повествует Евангелие, праведные родители святого Иоанна Крестителя – священник Захария и Елисавета, жившие в древнем городе Хевроне, достигли старости, но не имели детей, так как Елисавета была неплодна. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел Архангела Гавриила, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного. Он предсказал, что у Захарии родится сын, который будет провозвестником ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя - Мессии. Захария смутился, на него напал страх. Он усомнился, что в старости возможно иметь сына, и просил знамения. Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела.

Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал «играньми, яко песньми» и святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елисаветы.

Настало время, и святая Елисавета родила сына, все родственники и друзья радовались вместе с ней. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему» - и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела его речь узы разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне – Предтече Господа.

После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел избить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в. пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме.

Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла.

 Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа

 

 

12 июля — день памяти святых первоверховных апостолов
Петра и Павла

 

Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие,
Владыку всех молите, мир вселенней даровати,
и душам нашим велию милость.

 

Так молитвенно обращаемся мы к святым великим апостолам Христовым Петру и Павлу. Из всех апостолов Святая Церковь особенно прославляет этих двух апостолов, называя их славными и первоверховными. Такая высокая честь воздается им за те великие труды и подвиги в деле Евангельского благовествования, какие они на себя подъяли.

Господь наш Иисус Христос избрал их для того, чтобы они пронесли Его учение во все концы вселенной, которая в то время была погружена во тьму языческую, утопала в разврате, сластолюбии и нечестии. Вот эту тьму и надлежало ученикам Христовым прогнать и озарить землю светом слова Божия.

Сколько веры, любви к Богу и ближним, преданности воле Божией обитало в душах этих апостолов! Они пронесли слово святого благовестия во все концы вселенной, крестя все народы, терпя зной, холод, жажду, гонения, мучения ради того только, чтобы послужить великому делу спасения рода человеческого.

Неисчислимы те бедствия, которые претерпели эти апостолы. Вся их жизнь была непрестанным подвигом ради славы Христова имени. Так, святой апостол Петр за учение Христово не раз заключаем был в темницу, претерпевал побои и поругания и был распят на кресте вниз головой.

А святой апостол Павел говорит о себе, что он много раз «был... в ранах, ... в темницах и многократно при смерти...». И ради чего столько страданий, столько мук? — Все ради Христа, ради Его славы и спасения своей души и ближних.

Ради Христа, говорит тот же Апостол, «я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа». «Для меня жизнь — Христос, — говорит апостол Павел, — и смерть — приобретение». Он завершил свою жизнь мученической кончиной: он был обезглавлен мечом в Риме. Вот за эти труды и страдания Святая Церковь и почтила апостолов Петра и Павла названием «первоверховные».

Какой же урок и какое назидание извлечем мы из жизни святых апостолов Петра и Павла, этих великих тружеников на ниве Христовой?

Отцы, братья и сестры! Каждый из нас, рождаясь в жизнь земную, получает от Господа наследие — ту ниву, возделывать которую он призван. Нива — душа наша; жизнь земная — срок для ее обработки. Хозяин нашей души и жизни — Господь, Которому мы и должны будем дать ответ в своей деятельности. Отсюда наша первая и непременная обязанность — заботиться о своей ниве, о душе, о ее спасении.

У кого же мы должны учиться этому, как не у тех же святых апостолов, величайших тружеников, которые всю свою земную жизнь посвятили на возделывание нивы Христовой? Жизнь этих святых апостолов дает нам не только спасительный пример, но и указывает сам путь спасения.

Труден этот путь! Но для того, чтобы приобрести Христа, чтобы на ниве нашей души возросли все добродетели, указанные святыми апостолами, каждому из нас нужно много бороться с самим собой, со своими злыми наклонностями, привычками и с соблазнами, которые встречаются на каждом шагу нашей жизни. 

Архимандрит Иоанн (Маслов)

 

 

СВЯТЫЕ

 

18 июля – память преподобного Сергия, игумена Радонежского

 

Преподобный Сергий Радонежский родился в 1319 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. С юных лет Преподобный (в миру носивший имя Варфоломей) желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако родители долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только когда они, незадолго до своей праведной кончины, удалились в монастырь, преподобный Сергий Радонежский со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще. Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы.

Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему брату преподобного, Стефану, и он вскоре удалился из этих мест. Преподобный остался в совершенном одиночестве. С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши — игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество.

Ни одного часа времени преподобный Сергий Радонежский не проводил в праздности. Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, он восходил от силы в силу, с каждым днем своей жизни все больше приближаясь ко Христу.

Единственным желанием преподобного Сергия Радонежского было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении. Но мы знаем, что часто Господь подает славу тому человеку, который всячески старается ее избежать, и, напротив, отнимает славу у стремящегося к ней. Вскоре вокруг Преподобного стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством. По желанию учеников преподобный Сергий Радонежский становится священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним соделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни

Управление монастырем не привлекало, а тяготило преподобного Сергия Радонежского. Когда в Троицкой обители возникла смута и некоторые монахи возмутились против своего игумена, преподобный покинул монастырь и поселился в глухой лесной чаще на реке Киржач. Только через 3-4 года, после вмешательства святителя Московского Алексия, преподобный Сергий Радонежский вернулся в обитель. Незадолго до кончины, святитель Алексий пожелал видеть преподобного Сергия Радонежского своим преемником. Он хотел возложить на него золотой крест — символ митрополичьего сана. Преподобный отказался от столь великой чести. «Прости, Владыко, — отвечал он, — я от юности своей не носил золота, а тем более под старость желаю пребыть в нищете». Святитель Алексий, видя, что дальнейшие уговоры ни к чему не приведут, отпустил смиренного старца.

Преподобный Сергий Радонежский скончался 8 октября (по новому стилю) 1392 года. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие к смирению и страннолюбию. Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку. И если мы сегодня хотим иметь Преподобного своим молитвенником и заступником, мы должны свято исполнять то, что он заповедал нам...

 

 

17 июля – память страстотерпцев: царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии

 

Сегодняшний праздник – день памяти великих угодников Божиих – святой Царской Семьи. В июльскую ночь 1918 года было совершено ужасное злодеяние – в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома были расстреляны Государь Император Николай Александрович, Его Семья и верные люди, добровольно оставшиеся с Царственными узниками и разделившие Их участь. Великий грех, преступление пред Богом и человеком – убийство ни в чем неповинных людей, женщин, детей, Помазанника Божьего. День Их мученической кончины – день нашей скорби, день воспоминания греха цареубийства, оплакивания наших грехов. Это грех всего русского народа. Согрешили «кто делом, кто словом, а кто помыслом, желанием и согласием.» За этот великий грех весь мир страдает, а русский народ – больше всех.

Святитель Иоанн (Максимович) пишет: «Чем же воздала Россия своему чистому сердцем, любящему ее более своей жизни Государю? Она отплатила Ему клеветой. Он был высокой нравственности — стали говорить об Его порочности. Он любил Россию — стали говорить об измене. Даже люди близкие повторяли эту клевету, пересказывая друг другу слухи и разговоры. Под влиянием злого умысла одних, распущенности других слухи ширились, и начала охладевать любовь к Царю. Потом стали говорить об опасности для России и обсуждать способы освобождения от этой несуществующей опасности и во имя якобы спасения России стали говорить, что надо отстранить Государя. Расчетливая злоба сделала свое дело: она отделила Россию от своего Царя, и в страшную минуту в Пскове Он остался Один... Видя это и в надежде, что Его самоумаление успокоит и смирит разбушевавшиеся страсти народные, Государь отрекается от престола... Наступило ликование тех, кто хотел низвержения Государя. Остальные молчали. Последовал арест Государя, и дальнейшие события были неизбежны... Государь был убит, Россия молчала... Марина Цветаева, с изумлением писала, как люди, слыша на улицах крики газетчиков о расстреле Царя, равнодушно отворачивали глаза, спешили по своим делам. Великий грех — поднять руку на Помазанника Божия... Не остается и малейшая причастность к такому греху неотмщенной. Поэтому покаяние наше должно быть полное, без всякого самооправдания, без всяких оговорок, с осуждением себя и всего злого дела от самого его начала...»

Вскоре, после того как было объявлено о расстреле Государя, Святейший Патриарх Тихон благословил архипастырей и пастырей совершать о нем панихиды. Сам Святейший в 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».

Мы славим Бога и прославляем святых Царственных мучеников именно в день Их мученической кончины, потому что своей смертью Они явили подражание Христу, уподобились Ему, взяв и безропотно пронеся свой крест. Подобно Христу, мученической смертью Царская Семья явила нам свою славу и любовь. День мученической кончины стал днем славы Царской Семьи, которая до конца, пройдя горнило испытаний, осталась верной Святому Православию.

«Они жили долго и счастливо, и умерли в один день», – помните сказку? Господь рассудил так, что земная жизнь святых Царственных мучеников была не столь продолжительна, но уверены, что действительно счастлива, хотя и наполнена страданиями. Мы прославляем всех Царственных мучеников в один день еще и потому что это действительно была Семья с большой буквы, истинно христианская семья – образец нам для подражания; символично, что в Царской Семье и было семь человек. Одно целое, неразделимое. С одними радостями и печалями, заботами и утешениями. Неразлучные в жизни земной, Они и ушли в жизнь вечную, небесную вместе.

Все, кто знал жизнь царской семьи не понаслышке, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов этой тесно сплоченной семьи. Центром ее был Алексей Николаевич, на нем сосредотачивались все привязанности, все надежды. По отношению к матери дети были полны уважения и предупредительности. Когда Императрице нездоровилось, дочери устраивали поочередное дежурство при матери, и та из них, которая в этот день несла дежурство, безвыходно оставалась при ней. Отношения детей с Государем были трогательны — он был для них одновременно царем, отцом и товарищем; чувства их видоизменялись в зависимости от обстоятельств, переходя от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы.

Несправедливо по отношению к Царской Семье, что мы мало знаем о Их Семье, о Их семейных взаимоотношениях. Какая была Она, Царская Семья в своей недолгой земной, но духовно-светлой жизни? О чем молились и думали, чем жили, что переживали в те поистине нелегкие годы? Ведь нам сейчас так необходимо знать, как сохранить и укрепить наши семьи, как правильно воспитать и вырастить наших детей. Мы обращаемся к примеру святой Царской Семьи, когда сейчас пытаются говорить о «ненужности» семьи, жены, мужа, и даже детей и внушают, что семья – это совсем не необходимый «довесок» для человека. Когда постыдно высмеивается супружеская верность и священное почитание родителей, материнская честь и девственная чистота. Разрушаются моральные устои семьи, и обесценивается честный труд. Когда уровень детской смертности и преступности, число брошенных детей и число абортов, число неблагополучных семей и разводов, уровень пьянства, наркомании и алкоголизма превышает все мыслимые и немыслимые пределы!

К Царственным страстотерпцам многие христиане обращаются ныне с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия — ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.

 

 

УРОКИ ПРАВОСЛАВИЯ

 

Уроки православия. Таинство брака (Венчание)

 

Венчание – это таинство, в котором, при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, в образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею». Господь Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на церемонии в Кане Галилейской и подтвердил его Божественное установление, сказав: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, то человек да не разлучает».

Зачем же нужно таинство Венчания, если Сам Господь еще в раю благословил супружеский союз на все последующие времена? Конечно, супружеский союз является священным. Древняя мудрость гласит, что браки заключаются на небесах. И христианская Церковь изначально не оспаривала действительность и законность супружеского союза. Но, вместе с тем, христианское мировоззрение, наряду с другими сторонами человеческой жизни, требовало особого, христианского, освящения такого важного явления, как супружеский союз. Отношения взаимной христианской любви между членами Церкви проникли и в супружеский союз, преобразуя его в особый образ – образ отношений Христа и Церкви.

Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви и на полной преданности Церкви в волю Христа. Отсюда муж обязан самоотверженно любить жену, и жена обязана добровольно, т.е. с любовью, повиноваться мужу. Апостол Павел говорит мужьям: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... любящий свою жену любит самого себя» . А женам говорит: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» .

Таким образом, в таинстве Брака испрашивается и подается особая Божественная благодать – образовать супружеский союз двух верующих во Христа. Это, конечно же, налагает особые требования на христианский брак. Церковь и Христос неразделимы. Поэтому супруги, вступившие в христианский брак, не только обязаны всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность, что в общем-то требуется от любого супружеского союза, но и рука об руку следовать по пути духовного совершенства, имея конечной целью вечное Царство Христово. Если же Господь благословит их стать родителями, то прямая их обязанность – воспитание детей в христианской Православной вере.

Обо всем этом следует помнить парам, решившим освятить свою супружескую жизнь таинством Брака. К сожалению, в наши дни наблюдается достаточно легкомысленное отношение к этому великому таинству. Идя под венец, далеко не все венчающиеся отдают себе отчет, на что же они испрашивают благословение у Бога. Печальные последствия такого легкомысленного отношения не заставляют себя ждать.

Брак не является обязательным для всех христиан, но следует помнить, что лица, добровольно остающиеся безбрачными, обязаны проводить чистую, непорочную и девственную жизнь. Православная Церковь предельно жестко регламентирует половую сферу человеческой жизни. Любые половые контакты вне брака расцениваются как любодеяние (блуд) и являются смертным грехом.

Есть целый ряд ограничений, налагаемых на христианское освящение брака. Например, Православная Церковь отрицательно относится к повторным бракам, бракам лиц, состоящих в близкой степени родства, и лиц, подверженным психическим или умственным заболеваниям. И уж, конечно, церковный брак невозможен в случае, если один из венчающихся является атеистом или представителем нехристианской религии. Поэтому если вы решили венчаться, следует выяснить возможность освящения вашего супружеского союза у священника или церковнослужителей.

 

 

Чудеса святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого)

 

Он любил Христа и людей. Он служил образу Божиему – человеку, и в особенности – страждущему, служил с невероятной любовью и самоотверженностью. Святой Лука считал лечение больных величайшим делом, которое есть подражание самому Христу.

 

1. «Я прославил Бога и Святого Луку – покровителя моей семьи!»

Отец Г. знает русский язык и исповедует русских эмигрантов, живущих в Греции. Он рассказал нам невероятную историю о хирургической помощи, которую ему оказал святой Лука в мае 2002 года:

«В связи со сдавлением корешка спинного мозга межпозвонковой грыжей между 4 и 5 шейными позвонками прекратила действовать левая рука, мышцы ее были атрофированы, с трудом действовала и кисть. Врачи, наблюдавшие меня, советовали сделать операцию. Осенью я убедился, что все мои старания поправить здоровье результатов не принесли. К врачам я больше не пошел. Я начал молиться с верой святому врачу – Луке. Каждый вечер читал ему акафист на русском языке. И Святой Лука откликнулся на мою молитву.

На рассвете 8 декабря 2002 года мне во сне явился святой Лука в своем архиерейском облачении. Поверх облачения на нем был накинут белый халат врача, а на голове надета шапочка, которая обычно бывает у хирургов во время операции. В левой руке он держал ножницы и бинты, а в правой – скальпель. Святой Лука, обращаясь ко мне, говорит: «Меня отправили к тебе. Знаю, как ты любишь русских, как ты помогаешь им духовно здесь, в Афинах. Поэтому из любви к тебе я тебя буду оперировать сам. Повернись спиной». Я повернулся, и в одну секунду операция была сделана. Опять слышу голос Святого Луки: «Всё, ты теперь здоров. Завтра сможешь руку спокойно поднимать, а через три дня я к тебе приду». Через несколько минут я проснулся.

Было 4:30 утра. Я встал, подошел к зеркалу, стал двигать рукой вверх-вниз и понял, что я здоров! Рука полностью функционировала. Даже следов атрофии не осталось. Больше всего меня поразил тот факт, что на майке, как раз на больном месте, были видны капли крови! Я прославил Бога и Святого Луку – покровителя моей семьи!

После всего случившегося я решил пойти к своему врачу. Удивленный доктор спросил меня, что произошло и каким образом здоровье восстановилось так быстро. В ответ я протянул ему книгу о Святом Луке и сказал: «Доктор, прочитайте эту книгу и тогда сможете понять, что со мной произошло».

Я стал ждать среды. Ведь Святой Лука обещал через три дня навестить меня. В среду я пошел в храм и буквально следом за мной туда вошел господин Д.Г. и вручил мне икону Святого Луки с частицей его мощей! Эта икона теперь пребывает в нашем храме!

 

2. «Я пришел тебя прооперировать»

«15 января 2006 года днем совершенно неожиданно у меня сильно заболело правое ухо. Один мой знакомый, очень почитающий Святого Луку, дал мне книгу с его житием. Первое, что пришло мне в голову, это попросить святого мне помочь, в душе я верила, что это великий святой. Я положила в ухо кусочек ватки, помазала ухо маслом от лампадки, сверху приложила иконку Святого Луки и завязала голову платком. В больницу я решила не идти, хотя понимала, что сна у меня не будет от нестерпимой боли. Однако вскоре я заснула. Во сне мне является сам Архиепископ Лука в архиерейском облачении. В руках у него был какой-то медицинский инструмент, похожий на длинную иглу. Рядом с ним стоял А.П. – тот мой друг, который подарил мне книгу о Святом Луке. Святой говорит мне: «Я Святой Лука и пришел тебя прооперировать. Не бойся, тебе больно не будет». А потом поворачивается к моему другу и говорит: «Смотри, как я сейчас сделаю операцию». Он поставил трубку ко мне в ухо. Я почувствовала как бы прокол, но боли не было. Проснувшись утром, я поняла, что ухо у меня не болит. Ватка в ухе была вся пропитана гноем. Я пошла к лор-врачу на осмотр. Он подтвердил, что сделан прокол барабанной перепонки и поставил диагноз – острое воспаление среднего уха. И спросил: а кто вас оперировал? Хирург, сделавший хирургическое вмешательство, поистине высочайший мастер». Я ему поведала о том, что случилось ночью, рассказала о Святом Луке и подарила ему книгу с житием Святого и его иконку.

 

 

Красноармеец Луков

 

Отец Андрей остановил машину на краю оврага. Круто уходил вниз обрывистый склон, заросли кустов в лощине, кажется, собирали в себя вечерние сумерки.

— Это у нас всё и было, что про святых пишут, — сказал отец Андрей, мягко усаживаясь на брёвнышке у края обрыва. Мы присели рядом с ним. Не согласны? Ну да ладно, я тогда вам про красноармейца Лукова расскажу…— Расскажите — согласился я. — Про красноармейца, батюшка, интересно будет послушать, хотя какое отношение они имеют к святым? Вы ещё про будёновку вспомните…— Кстати, именно про будёновку! — сказал отец Андрей. — В общем, рассказывал мне отец, что это сразу после Гражданской войны случилось. Война уже кончилась, а по русским деревням долго ещё чекисты рыскали, людей ненужных всё выискивали. Вот приехал такой отряд и к нам в село. Отрядом командовал товарищ Фогельсон, а в отряде у него и венгры были, и латыши, и китайцы, и даже русский один в будёновке со звездой. Его красноармейцем Луковым звали, отец запомнил это потому, что все его в том отряде шпыняли всячески, только и слышно было: — Красноармеец Луков! Принеси ведро воды! — Красноармеец Луков! Беги быстрее к товарищу Петерсу. Пусть он явится немедленно! — Красноармеец Луков… Отец тогда ещё мальчишкой был, не понимал ничего, крутился возле чекистов…А чекисты эти не просто так к нам приехали. В воскресенье, когда народ на обедню пошёл, товарищ Фогельсон приказал окружить храм, а когда служба закончилась, погнали прихожан к оврагу за селом. Когда выстроили всех вдоль обрыва, вышел к ним в чёрной кожанке с наганом в руке товарищ Фогельсон.

— Кто из вас в вашего Христа не верит, может до дому идти! — сказал он. Только никто и не шевельнулся …

— Ещё раз спрашиваю! — повторил Фогельсон. — Ви всё поняли? Если ви не дураки, можете идти домой! Отец было дёрнулся из строя, поскольку дураком себя не считал, а дома на рыбалку намечено было идти, но дед удержал его. — Ну-ну! — сказал Фогельсон. — Тогда я с вами персонально беседовать буду… Он подошёл к стоящему на краю шеренги батюшке и, ткнув его наганом в живот, потребовал: — Говори бистрее, что никакого Христа не было! Это попы выдумали его, чтобы народ дурить! — Не… — перекрестившись, сказал священник. — Я этого тебе, господин чекист, никак не могу сказать, потому как верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего… Договорить он не успел — короткое пламя вырвалось из нагана Фогельсона и столкнуло батюшку с обрыва. Бездыханный покатился он на дно. Страшно закричала красавица-попадья.

— Продолжим нашу культурно-просветительную беседу, — невозмутимо сказал товарищ Фогельсон. — А ти, красавица, что скажешь? — Верую во единого Бога Отца Вседержителя! — сдавив в себе крик, отвечала она, и товарищ Фогельсон, сморщившись, спустил курок. Когда были расстреляны все патроны и несколько человек уже лежали на дне оврага, Фогельсон медленно перезарядил барабан и подошел к отцу.

— А ти, мальчик, — спросил он — чего дрожишь? Замёрз, наверно, и хочешь домой? Скажи тогда, что не будешь ходить в эту дурацкую церковь, и иди играть! Ну! Отец молчал. Фогельсон уже начал поднимать свой наган, когда вдруг между ним и отцом встал красноармеец Луков.— Отпусти мальчика, товарищ Фогельсон! — сказал он твёрдо. — Я за него встану! Он вытолкнул отца из строя и встал рядом с моим дедом. На несколько мгновений Фогельсон как бы окаменел, но вот что-то дёрнулось в лице, и к нему вернулась возможность двигаться.

— Вот ты и выдал себя, товарищ Луков! — сказал он, криво усмехаясь, и вдруг закричал истошно и тонко: — Снимай нашу будёновку, гад!

Красноармеец Луков стащил с головы будёновку со звездой и перекрестился. А Фогельсон, выхватив у него будёновку из рук, выстрелил. Тяжело дыша, повернулся к товарищу Петерсу: — Кончайте всех!

— А этого? — кивая на отца, спросил товарищ Петерс. — Этого? — переспросил Фогельсон. — Нет, товарищ Петерс! Этот мальчик помог нам разоблачить опасного врага! Мы наградим его! И он нахлобучил на голову отца будёновку со звездой.

Когда он стащил закрывшую ему глаза будёновку, никого уже не было, и только чекисты не спеша, как люди, сделавшие своё дело, уходили к дороге. 

Николай Коняев

 

 

ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ

 

И НЫНЕ

 

Над нами те ж, как древле, небеса
И так же льют нам благ своих потоки,
И в наши дни творятся чудеса,
И в наши дни являются пророки.
 

Бог не устал, – Бог шествует вперёд;
Мир борется с враждебной силой змия.
Там – зрит слепой, там – мёртвый восстает;
Исайя жив, и жив Иеремия.
 

Не истощил Господь своих даров,
Не оскудел верховной благодатью, –
Он всё творит – и библия миров
Не замкнута последнею печатью.
 

Кто духом жив, в ком вера не мертва,
Кто сознаёт всю животворность Слова,
Тот всюду зрит наитье божества
И слышит всё, что говорит Егова.
 

И, разогнав кудесничества чад,
В природе он усмотрит святость чуда,
И не распнёт он Слово, как Пилат,
И не предаст он Слово, как Иуда.
 

И брата он, как Каин, не сразит,
Гонимого с радушной лаской примет,
Смирением надменных пристыдит,
И слабого и падшего подымет.
 

Не унывай, о малодушный род!
Не падайте, о племена земные!
Бог не устал, – Бог шествует вперед;
Мир борется с враждебной силой змия.
 

В.Бенедиктов (1860 г.)

 

 

 

СВЯТОЙ ПАВЕЛ ПЕРЕД КАЗНЬЮ

 

Я ко всем обращался – к Евреям, к Римлянам, к Грекам.
Не гнушался никем, находя с ними общий язык.
Я хотел, чтобы всяк перед Богом предстал человеком,
Я хотел, чтобы всяк обратился к Нему напрямик.
 

Со Христом на устах обошёл я премногие земли,
Городов, деревень обошёл я великую тьму.
На высокий и низкий деленья труда не приемля,
Всякий труд я прославил, который угоден Ему.
 

Обращался ко всем, преисполненный Слова и Света.
Себялюбцам внушал, что на свете они не одни.
По кусочкам себя отдавая за правду Завета,
Я внимавших спасал, словно членов ближайшей родни.
 

Я себя раздавал, расходясь по растерянным душам,
И, закончив свой труд, я награды взыскую одной:
Пусть меня мой Христос возродит в мире новом и лучшем
Среди тысячи тысяч когда-то разбуженных мной!
 

Редъярд Киплинг (1855–1936)

 

 


Материалы для газеты подготовила
Зоя Сальникова


| Главная | Храм | Расписание богослужений | События | Воскресная школа | Социальное служение | Библиотека | Проповеди | Фотогалерея | Пожертвования | Молодёжная организация | Архив | «Православная беседа»
2025 Патриархия Православие.Ru