Проповедь протоиерея Георгия Таранушенко после Божественной литургии в день Крещения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа 19 января 2015 года.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня Дух Святой сошёл на воду, и она стала великой святыней, святыней огненной. Мы слышали, как над ней читаются молитвы: «...освяти Духом Твоим Святым и огнём». И дана ей сила попалять наши терния, страсти, привычки. И всякие болезни попалять и искоренять, если мы с верою и благоговением почерпаем эту воду. Если мы живём по заповедям Божиим, то эта вода будет действительно целительной для нас.
Дай Бог, чтобы, когда вы стояли и молились, Господь умножил в вас благодать Духа Святаго, и эта вода явилась укреплением для вашей жизни земной, и чтобы вы наследовали жизнь вечную. Аминь.
Настоятель храма святых мучеников и страстотерпцев
Бориса и Глеба в Дегунине
протоиерей Георгий Таранушенко
* * *
РОЖДЕСТВО И КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
«Днесь всяка тварь веселится и радуется,
яко Христос родися от девы»
Светлое Христово Рождество – спасительный праздник явления в наш мир Самого Воплотившегося Бога Слова. В рождественскую ночь совершилась великого благочестия тайна: Бог стал истинным человеком, не переставая быть Богом, для того, чтобы спасти нас от греха, проклятия и смерти, тяготевших над человечеством после грехопадения наших прародителей Адама и Евы. «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины», – так говорит об этом величайшем в истории человеческого рода событии святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов (Иоан 1, 14).
Господь пришёл на землю, приняв человеческое естество, стал во всём как мы, кроме греха. С воплощением Бога начинается новое летоисчисление. С Рождением Христа Спасителя начинается Новый Завет, ибо это событие стало поворотным моментом в жизни человечества. Вновь и вновь мы разделяем духовную радость о величии этого события, скрывающего в себе непостижимую тайну Божественной любви. Праздник Рождества Христова, прежде всего и более всего, напоминает нам об этой христианской добродетели. «Встретим же и мы, – по призыву святителя Филарета, митрополита Московского, – любовью Христа, нисходящего с Небес, чтобы Он нас встретил милосердием, восходящим на Небо».
С целью достойной встречи праздника Рождества Христова Церковь ещё с первых веков установила перед ним сорокадневный пост, во время которого христиане говеют, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн. Этот Рождественский пост начинается 15-го ноября по нашему православному календарю, именуемому «старым стилем», и так же, как и Великий пост, называется в Церковном Уставе «Четыредесятницей», или «Филипповым», потому что начинается он сразу после дня памяти Апостола Филиппа, 14-го ноября.
Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называются Святками – святыми днями, потому что они освящены воспоминанием великих событий Рождения Спасителя и Его Крещения в водах реки Иордан.
«Почему, – вопрошает святитель Иоанн Златоуст, – не день, в который родился, но день, в который крестился, Богоявлением нарицается? Потому что теперь явился Он миру». Хотя, когда Христос тайно родился в вертепе, звезда открыла об этом волхвам, и ангелы возвестили пастырям, до наступления же положенного времени Христос как бы был сокрыт от остального мира, то таясь от Ирода, то ничем не выделяясь среди окружающих людей, пребывая в доме мнимого отца Своего Иосифа. А теперь Он является миру. С этого дня Он начинает открыто учить, совершать чудеса и грядёт пострадать за род человеческий, проповедуя и совершая наше спасение. Явление Христа и начало Его служения соединяется также с явлением Святой Троицы. Ветхозаветное Писание лишь неясно и прикровенно возвещало о Ней. Ныне же явно являются Три Лица Святой Троицы, как о том воспевает Церковь: «Троицы явление во Иордане бысть, самое бо Пребожественное Естество Отец возгласи: Сей крещаемый Сын возлюбленный Мой; Дух же прииде к подобному, Его же благословят людие и превозносят во вся веки».
Послужить Христу в этот великий день и приготовить Ему путь послан был Богом Иоанн Предтеча. Своей проповедью он возбудил сердца людские в стране Израильской к особо напряжённому ожиданию Мессии. Он подготовил первых учеников Его. Он же и объявил людям, что пришёл Мессия и указал на Него, говоря: «Вот Агнец Божий, который берёт на Себя грех мира» (Иоан. 1, 29).
Воплотившийся Бог Сын, Иисус Христос, Своим погружением в Иордан освятил его воды. В честь этого Церковь в праздник Крещения Господня совершает Великое водоосвящение. Крещенская святая вода получает от Бога благодать служить духовному возрождению человека в новую, благодатную жизнь.
Войдя в духовную радость великих праздников Рождества Христова и Богоявления, вспомним близкие боголюбивому сердцу слова церковного песнопения: «Бог Господь, и явися нам». Да, Он, как Всемогущий Бог, Творец Неба и земли, по своей неизреченной любви и милосердию явился в этот мир и вошёл в самые недра человеческой жизни для того, чтобы принести Себя в жертву за людей, которых возлюбил «даже до смерти, смерти же крестной» (Флп. 2:8). Возлюбим же и мы Его ответной любовью! А в дар принесём посильные подвиги благочестивой жизни, украшенной плодами главных христианских добродетелей: истинной Православной веры, непоколебимой надежды и пламенной любви!
Публикация: Храм свв. мучеников и старстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине
|