По материалам Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
Нет ничего важнее для каждого из нас, чем обрести спасение – вечную жизнь с Богом. И путь к этой жизни открыт нам Воскресением Христовым, обновляющим и воскрешающим наши души для любви к Богу и людям.
– Я крещёный человек и верю, что Бог есть. Достаточно ли этого для спасения?
– Не достаточно. Господь сказал Своим Апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие… Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» (Евангелие от Марка 16, 15–16). Но веровать в Евангелие – благую весть о спасении Богом человека от власти греха и смерти – это больше, чем признавать существование Бога, ибо «и бесы веруют…» (Послание ап.Иакова 2, 19). Поверить в Евангелие означает принять его в свою жизнь: доверять Богу, полюбить Его, стремиться приобщиться к Нему, познавать Его, исполнять Его заповеди, иметь готовность изменить в соответствии с Евангелием свои прежние представления, обычаи и привычки. Важно твёрдо встать на спасительный путь веры, храня верность и преданность Богу. «Правило веры нашей начинается знанием, проходит через чувство и завершается жизнью, овладевая через это всеми силами существа нашего и укореняясь в основах его» (Святитель Феофан Затворник).
– Обязательно ли ходить в храм?
– Да, это необходимо нам. Быть христианином – значит принадлежать Христу и созданной Им Церкви, «которая есть тело Его» (Послание ап.Павла к Ефесянам 1, 23). Церковь – благодатный богочеловеческий организм, частью которого мы становимся, уверовав в Бога, приняв Святое Крещение и участвуя в церковной жизни. Уклоняясь от жизни Церкви, человек неминуемо отдаляется как от самой Церкви, так и от её Главы – Господа Иисуса Христа. «Что вы зовёте Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Евангелие от Луки 6, 46).
Важнейшей составляющей христианской жизни человека является посещение храма – дома Божия, места Его особого благодатного присутствия на земле. Христианин старается по возможности часто бывать в храме для общения с Богом. Здесь мы можем принять драгоценные дары Христовы: соединиться с Ним в Таинстве Причащения, очиститься от грехов в покаянии, исцелиться от болезней через Таинство Елеосвящения, вступить в молитвенное общение со святыми. Посещение храма освящает нашу жизнь.
– Когда лучше бывать в храме?
– В храм можно прийти в любой удобный час, но обычно христиане собираются в храме на богослужениях, которые проходят утром (Божественная Литургия) и вечером. Важнейший день общей молитвы это Воскресенье – малая Пасха, когда богослужение совершается в память о воскресении из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Также мы стараемся молиться и причащаться в храме в великие церковные праздники и в день наших именин.
– В чём ещё состоит христианская жизнь?
–Кроме посещения храма, вера во Христа проявляется нами также в домашней молитве, в чтении Священного Писания, в участии в Таинствах Исповеди и Причащения. Однако нельзя ограничиться только этим: «Верующий должен быть виден не только по причащению Святых Таин, но и по новой жизни и богоугодным делам» (святитель Иоанн Златоуст). Норма христианской жизни – служение Богу и ближним. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Луки 11, 27) – вот главная заповедь Христа.
– Почему так важна молитва и как нужно молиться?
– Молясь, мы вступаем в живое общение с Богом. В молитве осуществляется и раскрывается наша вера, надежда и любовь к Нему. «Молитва есть дыхание души, молитва есть духовная пища и питие» (Св.праведный Иоанн Кронштадтский).
Важно молиться внимательно, с благоговением. «Выговаривая слова молитвы, не спеши, но дай им время отозваться в сердце, сделаться словами твоего сердца, твоею собственностию» (Св.праведный Иоанн Кронштадтский).
Образцом для нас является молитва «Отче наш», данная Господом, которую каждый христианин знает на память: «Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» (Евангелие от Матфея 6, 9–13).
Основой домашнего молитвенного правила являются утренние и вечерне молитвы, которые есть в молитвослове. Помимо посильного, но постоянного чтения молитв, в правило очень полезно включить отрывки из Евангелия.
– Для чего нужен пост и обязательно ли его соблюдать?
– Заповедь о посте дана Богом. Пост необходим для христианина, так как через него мы учимся послушанию Богу и Церкви, проходим подвиг воздержания и самоограничения. Соблюдение поста закаляет в человеке волю и вырабатывает стойкость в христианских убеждениях и действиях. Подлинный смысл поста заключается в сохранении себя от злых дел, слов и мыслей, а также в творении дел милосердия и любви к ближнему, телесный же пост напоминает и помогает в этом.
В Церкви установлены четыре многодневных поста (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) и однодневные посты (среда и пятница каждой недели). В постные дни принято воздерживаться от мясной, молочной пищи и яиц. В дни нестрогого поста можно есть рыбу. Пост требует меры и рассудительности. Каждый христианин должен выбрать приемлемую для себя меру поста в соответствии со здоровьем и жизненными обстоятельствами, и, испросив благословения священника, стараться её исполнять.
– Зачем нужна Исповедь?
– Кающийся человек, желающий избавиться от своих грехов и духовный недугов, не может обойтись без Исповеди, как больной – без лечения. В Таинстве Исповеди Господь Иисус Христос Сам подаёт кающемуся прощение грехов через молитву священника. Батюшка может также поддержать человека и подсказать ему пути и средства исцеления души. «Покаяние тогда истинно, когда после него всеусиленно будешь стараться уже жить как должно, а без этого оно мало действительно, если каешься лишь бы поговорить о грехах, а жить по-старому» (Преподобный Иосиф Оптинский).
– Каково значение причащения?
– Причащаясь, мы являем любовь к Господу, исполняя заповедь Его, данную нам на Тайной вечери: «Сие творите в Моё воспоминание» (Евангелие от Луки 22, 19). Причастие Святых Христовых Таин – это приобщение к Богу всего человеческого существа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Евангелие от Иоанна 6, 56). Поэтому Таинство Святого Причащения является основой церковной и всей духовной жизни. Мы фактически принадлежим Церкви именно потому, что причащаемся Тела и Крови Христовых. Приступать к этому Таинству нужно после соответствующей подготовки, которая состоит в посте, молитве, оставлении всякой вражды и злобы через покаяние. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 послание ап.Павла к Коринфянам 11, 28–29).
– Как избежать ошибок в духовной жизни?
– Чтобы избегать ошибок и получать необходимую помощь в духовной жизни, важно встретить духовника – внимательного и вдумчивого священника, который может давать советы, с учётом конкретных жизненных обстоятельств. Такая встреча происходит, как правило, на исповеди.
Первоначальная непонятность богослужения и церковных традиций, замечания прихожан, незнание правил поведения в храме и подобные трудности вполне преодолимы и не должны становиться преградой на пути воцерковления. Для того чтобы научиться понимать богослужение и Священное Писание необходимо чтение духовной литературы. Правильно подобрать литературу для чтения может помочь священник. Для желающих более глубоко изучить православную веру при храмах действуют воскресные школы для взрослых и детей, проводятся беседы священника. Можно пойти учиться на катехизаторские и богословские курсы и в высшие православные учебные заведения. В духовной жизни необходимо проявлять рассудительность и остерегаться духовных подделок, предлагаемых сектантскими проповедниками и псевдоправославными «чудотворцами» .
Для полноценного вхождения в жизнь Церкви важны постоянство в духовной жизни, а также последовательность и постепенность. Духовный путь требует усилий. Но именно на этом пути через преодоление, с помощью Божией, неизбежно встречающихся трудностей, достигается полнота жизни с Богом – радость и спасение. «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилия восхищают его» (Евангелие от Матфея 11, 12).
(по материалам Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви)
|