Слово «Сретение» по-русски значит «встреча» – встреча младенца Иисуса в Иерусалимском храме, центре ветхозаветной веры. Это событие столь важно для христианства, что стало одним из главных православных праздников.
Евангелие о Сретении
Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2:25–32).
* * *
В Библии Бог не только говорит – Он действует, а Его речь – чаще всего дополнение к Его действию. Он могущественно вторгается в человеческую историю, чтобы сделать её историей спасения. Писание повествует, как Он действует в истории избранного Им народа.
Он созидает этот народ через Авраама и его потомков, выводит его из египетского рабства, проводит через века испытаний, отступничества и покаяния... Зачем? Куда ведёт эта долгая – более чем тысячелетняя – дорога Ветхого Завета?
Пророки приоткрывают таинственную завесу над будущим: в мир должен прийти Тот, ради Которого всё это было – и призвание Авраама, и исход из Египта, и дарование Закона, проповедь самих пророков, и переселение в Вавилон, вызванное грехами народа, и его возвращение в землю обетованную. История Израиля – и всего человечества – движется к своей высшей точке, когда Бог войдёт в историю Сам, лично.
На сороковой день Младенца Иисуса приносят в Храм, чтобы посвятить Богу, как того требовал Закон в отношении первенцев. В Храме его встречают два человека – пророчица Анна и старец Симеон.
Кто был этот таинственный старец? В Церкви сохранилось предание о том, что Симеон был одним из семидесяти двух учёных толковников, которые выполнили перевод книг Ветхого Завета на греческий язык. Этот перевод получил название Септуагинта и широко использовался среди грекоязычных иудеев, а впоследствии и среди христиан.
Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се, Дева во чреве приимет и родит сына» (Ис. 7:14), он подумал, что это явная ошибка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и счёл нужным исправить текст. Но ангел Господень остановил его руку и пообещал ему, что он не умрёт, пока сам не убедится в истинности этого пророчества.
Евангелист рассказывает о праведной Анне : «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырёх, которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:36–38). Восемьдесят четыре года – почтенный возраст даже по нашим меркам, в мире же, где общая продолжительность жизни была ниже, эта цифра подчёркивает, что Анна была очень, очень пожилым человеком. И всю свою долгую и, насколько мы можем понять, трудную жизнь она ждала Мессию. И вот наконец терпение и вера ветхозаветного Израиля обретают свою награду – Мессия приходит. Старец Симеон и Анна пророчица встречают Спасителя от лица всех праведников Ветхого Завета, тех, кто все эти столетия жил в ожидании Спасения Божия. И Симеон исповедует, что с этим Младенцем спасение пришло – к Израилю и ко всем народам. Пророчества исполнились, надежды осуществились: Бог поселился среди людей.
Слово пастыря
Господь помогает человеку, когда тот по собственной воле принимает эту помощь. Может быть, именно потому многие и не верят, что не чувствуют Божиего присутствия. Однако веру человека, пережившего опыт Богообщения, невозможно разрушить никакими гонениями или соблазнами. Поэтому каждый из нас должен помнить слова старца Симеона Богоприимца: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих» – падение тех, кто не видит Божие присутствие, кто отвергает Его руку, и восстание тех, кто верит в Его присутствие и ощущает силу Его благодати. <...>
Да поможет всем нам Господь никогда не падать, но восставать и, опираясь на силу Божию, возрастать от силы к силе и восходить по пути, который каждого из нас ведёт к Царствию Небесному.
Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Кирилл
Икона праздника
В центре иконы Сретения – Богородица и старец Симеон, бережно, обёрнутыми одеждой руками, принимающий Младенца Христа. Справа от Симеона – пророчица Анна, так же, как и он, ждавшая прихода Спасителя. Слева от Богородицы – Иосиф, в руках которого клетка с голубями – жертвой за очищение после рождения ребёнка.
В мире, в глубоком душевном мире ушёл в вечность святой Симеон Богопримец после 300-летней жизни в ожидании исполнения пророчества Исаина: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо, "с нами Бог"».
А зачем вы теперь постоянно слышите эту молитву? Почему она, как никакая другая, повторяется на каждой вечерне?
Затем и для того, чтобы помнили о часе смертном, чтобы помнили, что и вам надлежит умереть в таком глубоком мире, как умер святой Симеон Богоприимец...
...Если хотите, чтобы на вас исполнились слова молитвы Симеона Богоприимца, если хотите иметь дерзновение в час смертный, повторить его молитву и сказать:
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля», – если этого хотите, то пойдите за Христом, взяв иго Его на себя, поучаясь от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем.
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
Слово в день Сретения, 1953 год
Храм свв. Бориса и Глеба в Дегунине
|