На главную страницу

24

июля

2021

На главную

Храм нуждается в нашей помощи!

Пожертвовать на храм


30 июня 2021:
Расписание богослужений. Июль 2021 года
31 мая 2021:
Расписание богослужений. Июнь 2021 года
2 мая 2021:
ПАСХА ГОСПОДНЯ
30 апреля 2021:
Расписание богослужений. Май 2021 года
1 апреля 2021:
Расписание богослужений. Апрель 2021 года
1 марта 2021:
Расписание богослужений. Март 2021 года
28 февраля 2021:
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Международного дня редких заболеваний
21 февраля 2021:
Сбор вещей и продуктов для бездомных
31 января 2021:
Расписание богослужений. Февраль 2021 года
7 января 2021:
Рождество и Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Все сообщения...

КАК СОБЛЮДАТЬ ПОСТ


О духовном пощении



Пост телесный подразумевает: ограничение в пище; употребление особого вида пищи; редкий приём пищи.

Душевный пост также должен включать в себя: ограничение внешних впечатлений – пищи души, информации, которую привык получать человек ежедневно в огромных объёмах; контроль над информацией, то есть над качеством пищи, которую получает душа, исключением того, что раздражает страсти; редкий приём пищи, то есть периоды уединения, молчания, безмолвия, пребывания с самим собой, которые дают человеку возможность познать свои грехи и осуществить главную цель поста – покаяние…

Наши страсти тесно связаны с чувственными образами. Страсть появляется в сознании в виде греховного образа; и наоборот, греховный образ, воспринятый со стороны, возбуждает страсть в нашем сердце.

Сценой, на которой непрестанно демонстрируются человеческие страсти во всём их разнообразии, эффективности и изощрённости, в наше время является телевизор. Он похож на источник постоянной радиации, который облучает смертоносным стронцием психику людей.

Телевизор держит человека в страстном напряжении, как будто в пространстве его экрана заключён сгусток всех чувственных эмоций, страстей, похоти, жестокости, преступлений. То, с чем человек в прошлые века мог – и то случайно – соприкоснуться несколько раз в жизни (скажем, картина убийства), теперь он видит каждый день…

Душа имеет три способности: разум, эмоцию и волю. От неразлучной дружбы с телевизором воля у человека обессиливается, как у тех, кто часто принимает сеансы гипноза; чувство притупляется и требует новых острых ощущений и «допингов», а разум становится порабощённым сменяющими друг друга картинами, которые заставляют его жить в каком-то фантастическом мире, в постоянно продолжающейся фантасмагории.

У разума две силы: образное и словесное общение. Слишком обильная, неуправляемая информация развивает низшую, механическую память, но подавляет творческую силу и энергию… Ум становится дряблым и пассивным иждивенцем чужих мнений и идей. Картины, которые человек увидел на экране телевизора, вращаются в его подсознании, всплывают в памяти, мелькают в сновидениях, как призраки. Мышление становится поверхностным, а язык – болтливым. Защитные силы психики истощаются, не будучи способными справиться с лавиной впечатлений.

Где место для безмолвия, для сердечной молитвы? Человек не видит самого себя, он живёт как будто не в доме, а в театре с непрекращающимися представлениями.

Святые отцы говорят о том, что существуют три вида деятельности ума: это созерцание, рождающееся в безмолвии молитвы, рассуждение и воображение; при этом воображение – самый низший вид мышления, соединённый с чувственными страстями и фантазией. Святые отцы заповедовали пребывать в молитве, давать, когда это нужно в практической жизни, место рассудочному размышлению (при этом знать его меру и пределы) и бороться с воображением как со своим противником. А телевизор способствует обратному: развитию воображения, подавлению творческой силы ума и потере молитвы. Человек, проводящий время поста у телевизора, похож на обжору и пьяницу, который глотает всё без разбора, даже не разжёвывая куски, и при этом считает, что он держит пост по всем уставам Церкви.

(Из книги «Как соблюдать пост»)


Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда тело постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник есть, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник есть, кто наложил языку своему воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник есть, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник есть, кто руки свои удерживает от воровства, грабления и сердце своё – от желания чужих вещей. – Словом: добрый постник есть, кто от всякого удаляется зла.

Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно. Как налагаешь пост телу своему, наложи пост также и злым прихотям твоим. Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится память от злопамятства; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от злого видения, - отврати очи твои, еже не видети суеты; да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждений, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова; да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклонися от зла и сотвори благо.

Сей есть христианский пост, какого Бог от нас требует! Покайся и, воздерживая себя от всякого злого слова, дела, помышления, поучайся всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься.

Святитель Тихон Задонский



| Главная | Храм | Расписание богослужений | События | Воскресная школа | Социальное служение | Библиотека | Проповеди | Фотогалерея | Пожертвования | Молодёжная организация | Архив | «Православная беседа»
2021 Рейтинг@Mail.ru Патриархия Православие.Ru