28 (15 ст. ст.) августа
Когда Пресвятой Богородице, жившей после Вознесения Господня в Иерусалиме, пришло время перейти из земной жизни в жизнь вечную, Ей явился благовестник тайн Божиих, архангел Гавриил, возвестивший Пречистой Деве Её грядущую кончину. По молитве Матери Божией, желавшей перед кончиной проститься с учениками Её Божественного Сына – в то время проповедавшими веру Христову во всей земле – апостолы чудесным образом были собраны к Её смертному одру. Когда же пришло время кончины Пресвятой Богородицы, Сам Господь Иисус Христос явился у Её одра и принял Её душу в Свои руки.
Оплакав разлуку с Пресвятой Богородицей, апостолы торжественно пронесли Её тело по Иерусалиму и погребли тело Пречистой Богоматери в Гефсимании, в пещере. Апостол Фома, Промыслом Божиим не успевший на погребение, прибыл в Иерусалим лишь на третий день после прощания с Божией Матерью. Желая его утешить, апостолы открыли гроб, но увидели в нём лишь погребальные пелены; так они уверились, что Пресвятая Владычица была с телом вознесена на Небо.
Для нас праздник Успения Богоматери – свидетельство Её предстательства за мир и Церковь Христову: Она не умерла и, телесно оставив мир, не перестаёт ходатайствовать за нас перед Своим Сыном. Об этом же говорит и само название праздника – Успение (от слова «уснуть»), указывающее на то, что Пресвятая Дева осталась по своей видимой телесной кончине непричастной смерти.
В этот день заканчивается Успенский пост – один из четырёх многодневных постов Православной Церкви.
Тропарь, глас 1:
В рождестве девство
сохранила еси,во успении
мира не оставила еси,
Богородице, преставилася еси
к животу, Мати сущи Живота,
и молитвами Твоими
избавляеши от смерти души наша.
Если для нас бесценно дорог наш Божественный Учитель, наш Спаситель и наш Праведный Судия, то для нас бесценно дорога и Его Пресвятая Мать. И потому праздники в честь Божией Матери, в честь событий Её земной жизни или в честь многочисленных Ее чудотворных икон – это радостные светлые праздники для православной души.
После вознесения на небо Её Божественного Сына Она пережила тоску разлуки с Ним, пока, вознесенная Сыном на Небо, не соединилась с Ним навеки, став Матерью для всего верующего человечества.
Она не покинула землю, Она не оставила нас сиротами. Явившись, по преданию, апостолам на третий день после Своего Успения, Она произнесла радостные для них и для каждого из нас слова Своего обещания: «Радуйтесь,
Я буду с вами по вся дни». И с тех пор, и поныне, и в бесконечные веки, - так верует Святая Церковь, - Она была, есть и будет вместе со всеми детьми Своего Божественного Сына. И стоит ли верующий человек на коленях перед Её чудотворной иконой, призывает ли Её имя дома, или в пути, или во время работы, или в дни болезни, или в любых обстоятельствах своей жизни – он верует, что его вздох доходит до сердца Небесной Матери и что Она готова всегда отозваться на этот зов Своим благословением.
Когда мы думаем о том, как любила Божия Матерь Господа Бога от дней Своей юности, как всегда, и днем и ночью, Её сердце было обращено к небу, хочется и нам научиться исполнять в своей жизни эту заповедь о любви к Богу, которую Её Божественный Сын назвал заповедью Своего Закона: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37).
Зная, как любвеобильно сердце нашей Небесной Матери, сколько любви к людям проявляла Она в дни Своей земной жизни после Вознесения Господа и сколько любви, воистину неиссякаемой и неисчерпаемой, проявляет Она к людям теперь по нашим молитвам, и нам хочется делать людям возможно больше добра, больше любить друг друга, прощать, не осуждать, не завидовать, не гордиться.
Слова учат, а примеры влекут. И пример Божией Матери неотразимо влечет нас следовать к вечной жизни Её путем, потому что тот путь, которым Она шла, и есть завещанный нам Господом путь спасения своей души.
Митрополит Николай (Ярушевич; 1892-1961)
|