На главную страницу

15

октября

2024

«Иди! Бог правды дарует тебе победу…» Размышления о подвиге защитников Отечества


Храм нуждается в нашей помощи!

Пожертвовать на храм


29 сентября 2024:
Панихида на Перепечинском кладбище

26 сентября 2024:
Причастие Святых Христовых Тайн подопечных детей-инвалидов

18 сентября 2024:
Проведение мастер-класса для подопечных Центра социальной (постинтернатной) адаптации

16 сентября 2024:
Встреча с учениками четвёртого класса школы 2100

9 сентября 2024:
Молебен на начало учебного года в храме святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине

8 сентября 2024:
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю торжественной встречи ковчегов со святыми мощами преподобных Евфросинии Полоцкой и Евфросинии Московской

18 августа 2024:
Митрополит Наро-Фоминский Никандр совершил Божественную литургию в храме святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине

См. Архив репортажей

«Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить…»

Святой праведный Иоанн Кронштадтский


    
    

См. ниже: Фоторяд



…Оглянемся на историю Отечества своего — и повсюду увидим мы воинскую доблесть и гражданское мужество, проявленные нашими славными предками, из поколения в поколение складывавшими могучее здание русской государственности. «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божьими», — эта чеканная формула российской державной мощи, произнесённая полтора столетия назад знаменитым московским первосвятителем, митрополитом Филаретом, издревле определяла церковный взгляд на патриотизм как на религиозный долг, как на духовную добродетель благочестивого христианина.

В многовековой, нескончаемой битве лукавого зла с добром и правдой, битве сатанинской лжи, предательства и коварства с Евангельскими заповедями любви, милосердия и сострадания Русь всегда служила опорой небесным добродетелям, надёжным заслоном на пути яростных порывов мировой злобы в её стремлении к господству над всей Землёй. Тем-то и была она ненавистна пособникам зла, потому-то и приходилось ей, незлобивой и миролюбивой, без конца воевать, борясь за своё существование.

И Церковь всегда безоговорочно благословляла народ русский на эту священную борьбу. В 1380 году, в канун страшной сечи на поле Куликовом, пришёл благоверный князь Димитрий за благословением к преподобному Сергию Радонежскому. Признавая в богоносном игумене Троицкой Лавры силу веры и дар пророчества, суровый воин приступил к святому старцу с вопросом: идти ли против сильного и грозного врага?

Сотворив молитву, ответил князю смиренный подвижник: «Иди! Бог правды дарует тебе победу и сохранит тебя для вечной славы, а многим из подвижников твоих готовы венцы мученические. Иди смело, князь, и надейся на помощь Божию...» Зримым свидетельством благословения Церкви стали для Димитрия два воителя-инока — Пересвет и Ослябя, отправившиеся с его войском, горя желанием пролить свою кровь за Святую Русь.

Сто лет спустя, в 1480 году, государь и великий князь всея Руси Иоанн III решил, наконец, окончательно сбросить унизительное монголо-татарское иго. Хан Ахмат с огромным войском пришёл покарать непокорного «данника», но... С пламенным воззванием к Иоанну — о необходимости действий решительных и мужественных — обратилось русское духовенство.

«Наше дело говорить царям истину, — писал государю ростовский архиепископ, старец Вассиан. — Ныне пишу, ревностно желая утвердить твою душу и державу. Когда ты приехал из Москвы к воинству с намерением ударить на врага христианского, мы, усердные твои богомольцы, денно и нощно припадали к алтарям Всевышнего, да увенчает тебя Господь победой... О, Государь! Смертным ли бояться смерти? Я стар и слаб, но не убоюсь меча татарского, не отвращу лица моего от его блеска... Ангелы снидут с небес в помощь твою, и одолеешь врагов, и смутятся, и погибнут. А мы Соборами святительскими день и ночь молим Бога, да рассыплются племена нечестивые, хотящие брани; да будут омрачены молнией небесной и, как псы голодные, да лижут землю языками своими». Так и избавилась Россия от многолетнего унижения, свергнув с себя в конце концов иноверческое иго.

В тяжелые дни Смуты XVII века, прежде чем знаменитый Козьма Минин произнёс на народном собрании свою речь, положившую начало созданию ополчения, которое вскоре изгнало интервентов из Москвы, обратился к народу протопоп Савва Ефимьев, сказав: «Увы нам, чада мои и братья, увы нам. Не дни ли конечной гибели нашей приблизилисъ ныне, ибо гибнет государство Московское и вера гибнет. Горе нам. Иноземцы в нечестивом совете своем умыслили Московское царство разорить и непорочную веру в многопрелестную ересь обратить. Кто не восплачет здесь, братия, и кто не источит слез от очей своих? Что сотворим и скажем? Не утвердимся ли в единении и не станем ли стоять до смерти за веру чистую и непорочную, да за Церковь святую соборную?»

Во всех скорбях и бедах Церковь Русская была со своим народом, окормляя его любовью и бережно воодушевляя на подвиг во имя Родины, вразумляя мудрым пастырским словом, назидая своим богатым духовным опытом. Во всех войнах рядом с русским солдатом шёл священник, рядом с воином мирским — воин духовный. Не стала исключением и Великая Отечественная.

«Война есть страшное и гибельное дело для того, кто предпринимает её без нужды, — обратился к верующим митрополит Ленинградский Алексий, — без правды, с жаждой грабительства и порабощения; на нём лежит позор и проклятие Неба за кровь и бедствия своих и чужих.

Но война священное дело для тех, кто предпринимает её по необходимости, в защиту правды и Отечества. Берущие оружие в таком случае совершают подвиг правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идут вслед мучеников к нетленному и вечному венцу. Потому-то Церковь и благословляет эти подвиги и всё, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества. Она же, исполненная веры в помощь Божию правому делу, молится о полной и окончательной победе над врагом.

Теперь вернёмся в день сегодняшний. Вслушайтесь, как современно (к сожалению) звучат ныне горькие слова послания русского первоиерарха, митрополита Сергия, сказанные им 22 июня 1941-го, в первый же день войны:

«Повторяются времена Батыя, Карла Шведского, Наполеона. Потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить наш народ на колени перед неправдой..., принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству.

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своём долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же славного имени и мы православные, родные им по плоти и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить ему в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, учёным, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства».

 

Иоанн (Снычёв), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

 

 

…И доблесть, и победы, и высокие образцы мужества мы можем встретить и в истории других эпох, народов и государств. Но хотелось остановиться на характерных особенностях именно русского воинства, которые коренятся в своеобразии русского Православия. Это своеобразие проявилось уже на самой заре русской истории.

После смерти святого равноапостольного великого князя Владимира, крестившего Русь, киевский престол захватил, не имея на это прав, его сын Святополк. Князя Бориса, законного наследника, в это время не было в Киеве, потому что он готовился с дружиной идти в поход против печенегов (половцев). Он обладал и правом, и властью, и вооружённой силой, чтобы занять великокняжеский престол, но не употребил ни того, ни другого, ни третьего, и распустил свою дружину, потому что не мог и не хотел обращать своё оружие против соотечественников, участвовать в братоубийственной усобице. Так же поступил и его младший брат князь Глеб, и оба они были убиты по приказу Святополка, прозванного «окаянным».

Кара вскоре настигла братоубийцу: он был согнан с престола, потерпел поражение, от расстройства заболел и, всеми покинутый, умер в мучениях. Народ понял и оценил подвиг самоотвержения князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, которые были причислены к небесному лику, став первыми русскими святыми...

Прошло немногим более двух веков. В то время Русь была теснима и с Востока, и с Запада. Трудно сказать, какой враг был опаснее: дикая степь или культурная, считающая себя христианской, католическая Европа. В то время как Суздаль, Владимир, Киев и десятки других русских городов лежали в развалинах, разорённые и разрушенные татарскими погромами, с Запада на Русь двинулось войско шведов. Крестоносцы рассчитывали на то, что им сможет противостоять только небольшая новгородская дружина. Однако князь Александр мог опираться не только на храбрость и мужество немногочисленных новгородских дружинников, не только на своё высокое воинское искусство. Он противопоставил врагу и еще одно: свою веру в Бога и в Его всемогущую помощь. «Не в силе Бог, а в правде», — с этими словами повёл князь Александр своих воинов на Невскую битву.

И его вера не была посрамлена. В ночь перед сражением воину, стоявшему на страже, явилось видение. Он увидел в плывущей по реке ладье двух князей, один из которых сказал другому: «Брат Глеб, вели грести, чтобы помочь нашему родственнику Александру». Произошла решительная битва, шведы были разгромлены, причём помощь Божия была явлена и видимым образом: на противоположном берегу реки, где не было русских воинов, среди шведов началась паника, и они сами уничтожали друг друга.

Вот это стояние за правду, вера в помощь Божию, самоотверженное, бескорыстное служение своему народу являются наиболее характерными нравственными чертами русского православного воинства. Конечно, в русской истории были и междоусобные войны, были и проявления жестокости и несправедливости, даже преступления, но, как говорил Ф.М. Достоевский, о народе следует судить не по тем глубинам, до которых он опустился, а по тем вершинам, которых он достиг. В русском народе идеалы воинского служения всегда были очень высоки, потому так много святых среди русских князей-воинов.

Наследником этих идеалов, глубоко их осознавшим и воплотившим в жизнь, был великий русский полководец А.В. Суворов.

 

Александр Ильяшенко, священник

 

 

ОТНОШЕНИЕ ВОИНА-ХРИСТИАНИНА

К СМЕРТИ НА ВОЙНЕ

 

Суворов учил, что для воина великая честь отдать жизнь на поле брани за православное Отечество. Он учил солдат не бояться смерти потому, что душа у человека бессмертна, и если жизнь отдана «за Веру, Царя и Отечество», то душа сразу же возносится в Царствие Небесное. «Чудо-богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал». «Помилуй, Бог! Мы русские — Богу молимся: Он нам помощник; царю служим он на нас надеется и нас любит, и нас наградит... Кого из нас убьют — Царство Небесное! Церковь Бога молит. Останемся живы нам честь, нам слава, слава, слава!»

Однако не любая отвага ценна в глазах Церкви. Христианское мужество вдохновляется презрением к смерти, а не презрением к жизни. Поэтому тот, кто подвергает себя опасности без видимой нужды — по неразумению, непростительной беспечности или из желания похвалиться своей храбростью — тот подвизается незаконно. Про того с горечью должно сказать, что он не может принять на главу свою того венца, который был уготован ему за подвиг, ибо «если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2, 5). Равным образом не удостаивается венца мученика тот воин, который уходит в другой мир с ожесточённым сердцем, без чувства смирения и покаяния, не призвав на себя милосердие Божие. Страшно, но неотвратимо предупреждение апостола Павла: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13,3).

Любому воину, участвующему в боевых действиях, многократно приходится «смотреть смерти в лицо». У христолюбивого воина в таких случаях нет причины для страха. Для него примером подражания является Сам Господь Иисус Христос. На Тайной вечери, прощаясь с учениками, Он сказал им: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас...» (Ин. 13, 34). А все христиане знают, как возлюбил людей Христос — Он отдал за нас свою жизнь.

И если воин отдаёт свою жизнь на поле боя, то он заслуживает самой высокой награды. Именно об этом сказано устами Христа, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Не было у русского солдата даже капли сомнения о дальнейшей судьбе души. Но чтобы твёрдо верить в то, что душа воина после смерти на поле брани возносится в рай, надо иметь достаточно полное представление о душе, быть уверенным в том, что она бессмертна. Такое представление о душе, заложенное в верующем человеке с детства, А.В. Суворов укреплял в своих воинах. Эти знания укрепляли их веру и воодушевляли на бессмертные подвиги.

«Здоровая государственность и здоровая армия невозможны без чувства собственного духовного достоинства, — писал русский православный философ Иван Ильин, — а русский человек утверждал его на вере в свою бессмертную, Богу предстоящую и Богом ведомую душу: вот откуда у русского человека то удивительное религиозно-эпическое и спокойное восприятие смерти и на одре болезни, и в сражении, которое было отмечено не раз в русской литературе».

 

КАТЕХИЗИС РУССКОГО СОЛДАТА

 

В дальнейшем религиозно-нравственное воспитание солдат в русской армии совершенствовалось, для них издавались различные учебные пособия. Так в 1884 году была выпущена книга под названием «Воин-Христианин», представляющая собой пособие для солдат по Закону Божию, составленная священником Второго Драгунского Санкт-Петербургского полка протоиереем Сергием Белявским. В 1913 году издан «Катехизис русского солдата». В катехизисе даны краткие и довольно ёмкие по содержанию ответы на вопросы:

1) почему смерть на войне считается почётной;

2) что такое смерть;

3) следует ли бояться смерти.

На первый вопрос в катехизисе дан такой ответ:

«Всякий солдат, правильно понимающий свой долг службы перед Царем и Родиной, должен считать для себя счастьем умереть в бою во славу русского оружия. Церковь и благодарное Отечество не забудут его. Первая будет вспоминать в своих молитвах, а второе позаботится о его семье».

Ответ на вопрос «что такое смерть?» изложен так же кратко и доступно: «По учению Святой Церкви, смерть есть переход из одного состояния в другое — из плотского в духовное. Если подойти поближе к этому страшилищу, рассмотреть его со вниманием, то мы увидим, что это только размаёванное пугало. Ведь необходимо же душе человека когда-нибудь разъединиться с телом, как они были соединены до рождения? Ведь придётся же человеку умереть — не сегодня, так завтра. К чему же огорчаться, когда наступает смерть? Так нужно для мировой жизни. Эта жизнь основана на том, что прошлое сменяется настоящим, а настоящее в свою очередь сменится будущим».

Убедительный ответ находим мы в катехизисе для русских солдат и на третий вопрос — следует ли бояться смерти. «Нет, не следует, — читаем мы в катехизисе. — По учению Господа нашего Иисуса Христа, смерти бояться не следует, истинный христианин встречает смерть не как грозное страшилище, но как вестник мира. Всем известен приговор Правды Вечной Адаму: «Земля ecu и в землю отыдеши». Не может быть для воина смерти почётнее, чем смерть на поле брани. Великий русский полководец Суворов в бою всегда говорил: «Смелее, чудо-богатыри, Церковь Бога за нас молит», «Смелым Бог владеет», «Храбрые бессмертны».

Нынешняя армия всё больше подходит к тому, что невозможно воспитать полноценного воина без христианского мировоззрения. Да и современная наука сделала ряд открытий, подтверждающих истинность знаний о душе, положенных в основу суворовской школы воспитания.

 

В.Курылёв,
 православный катехизатор, кандидат воен.наук, полковник запаса
(Из кн. «Воскресни, Русь. О патриотизме, достоинстве русского человека и православном понимании войны». М., 2000.)


Храм свв. Бориса и Глеба в Дегунине





    
    
    
    
  
 

   


| Главная | Храм | Расписание богослужений | События | Воскресная школа | Социальное служение | Библиотека | Проповеди | Фотогалерея | Пожертвования | Молодёжная организация | Архив | «Православная беседа»
2024 Рейтинг@Mail.ru Патриархия Православие.Ru