На главную страницу

17

июня

2021

Святыни владимирской земли


Храм нуждается в нашей помощи!

Пожертвовать на храм


23 мая 2021:
Пасхальное поздравление пациентов и сотрудников психоневрологического интерната и хосписа
Иерей Сергий Романцев с певчими и волонтёрами нашего прихода посетили Психоневрологический интернат № 25 и филиал "Хоспис Дегунино", поздравив с Пасхой...

2 мая 2021:
Пасха Христова в домовом храме в честь преподобного Серафима Саровского
2 мая 2021 года, в день Великого Праздника Воскресения Христова, в домовом храме преподобного Серафима Саровского протоиерей Михаил Михайлов совершил праздничную...

30 апреля 2021:
Богослужения на Страстной седмице в домовом храме в честь преподобного Серафима Саровского
На страстной седмице в домовом храме преподобного Серафима Саровского прошли уставные великопостные богослужения. ...

18 апреля 2021:
Поездка прихожан нашего храма в монастыри Подмосковья
18 апреля 2021 года наши прихожане отправились в поездку в Воскресенский Ново-Иерусалимский и Борисоглебский Аносин монастыри....

10 апреля 2021:
Божественная литургия с участием детей воскресной школы нашего храма
10 апреля 2021 года детский хор воскресной школы нашего храма принял участие в Божественной литургии...

См. Архив репортажей

Паломническая поездка детей Воскресной школы нашего храма в славные древние города Юрьев-Польский и Киржач 24 марта 2012 года.



Николо-Берлюковский монастырьПамятник Великому князюХрам Успения Божией МатериСвято-Благовещенский Киржачский монастырь
Николо-Берлюковский монастырь

Памятник Великому князю

Храм Успения Божией Матери

Свято-Благовещенский Киржачский монастырь

Юрьев-Польский. Георгиевский соборЮрьев-Польский.  Михайло-Архангельский монастырьЮрьев-Польский. Михайло-Архангельский соборЮрьев-Польский. Свято-Никольский монастырь
Юрьев-Польский. Георгиевский собор

Юрьев-Польский. Михайло-Архангельский монастырь

Юрьев-Польский. Михайло-Архангельский собор

Юрьев-Польский. Свято-Никольский монастырь



Великий пост, готовимся к Пасхе, едем в дальнее паломничество –прикоснуться к удивительным святыням, узнать о корнях наших – жизни предков на древней нашей земле, хотим проникнуться русским духом, получить духовную пользу. Как приняла Русь православие, так и хранит его, несмотря на разные годы гонений, неверия, хранит не только в душах русского народа, но и в творениях человеческих – храмах с их святынями, многие из которых являются удивительными памятниками архитектуры. Едем воочию увидеть это, дотронуться, почувствовать величие и славу воплощённых в иконах, зданиях храмов лучших духовных устремлений нашего народа. Помоги нам, Господи. 

Снова с нами наш любимый экскурсовод Сергей Владимирович. Помолились, едем и одновременно погружаемся во времена давние, в истории удивительные. Погода благоприятствует – ярко светит солнце, удивляемся голубизне неба. Накануне выпал снег, и так красиво, и так хорошо, словно в сказке едешь по дороге вдоль покрытых снегом как будто кружевных березок, вдоль украшенных белыми шубами елей. Особенно здорово вырваться из огромного плотно застроенного города в такую красоту, увидеть просторы – поля и луга, маленькие домики, украшенные резными наличниками.

И вот первое место нашего паломничества – Николо-Берлюковский монастырь. Многие из нас были уже здесь осенью 2010 года. Здесь в 1829 году была обретена удивительная святыня – редкая икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою»: ослепшей женщине, 20 лет не видевшей, было видение и указание идти в этот монастырь и искать именно эту икону. Перед иконой был отслужен молебен, и женщина полностью прозрела.

С момента нашего последнего посещения в монастыре установлен памятник великому князю Михаилу Николаевичу (1832–1909) сыну Императора Николая I, внесшему значительный вклад в благоустройство монастыря. Здесь находится очень высокая колокольня – 102 метра вместе с крестом. К сожалению, несколько зданий монастыря и большую часть территории до сих пор занимают учреждения. А несколько лет назад снимался фильм, и по этой территории бежали раздетые люди. В тот момент поднялся страшный ветер, и упал крест с колокольни. Помилуй нас, Господи, приведи народ наш на правильный путь…

Мы попали на часть службы, услышали удивительно красивое пение мужского хора на греческие мотивы. Слава Богу, монастырский храм Христа Спасителя, который постепенно восстанавливается, заполнен людьми.

Отправляемся далее, по дороге в город Киржач заезжаем в церковь Успения Божией Матери, в которой собрано много святынь из закрытых храмов. Когда перешагиваешь порог храма, окунаешься сразу в разные эпохи, которые связывает вера и молитвы людей. Древние иконы взирают на нас. В храме совершалось Таинство – крещение ребёночка, совсем крошки, крестные отрицаются за него от всякого зла, будем надеяться, что воспитают его в вере и любви.

В этом храме хранится древняя чудотворная Кипрская икона Божией Матери, которой благословил преподобный Сергий Савву Стромынского, а также мощи преподобного Саввы. Было замечено, что где появляется Кипрская икона, вырастает ивовый куст. И рядом с этим храмом так случилось, когда икона была перенесена сюда.

Далее мы едем в Свято-Благовещенский Киржачский монастырь. История его основания связана с преподобным Сергием Радонежским – игуменом Земли русской. Промысел Божий превратил искушение, которому подверглась обитель Сергиева от людских грехов и слабостей, в дело основания нового дома молитвы – Благовещенского Киржачского монастыря.

Когда в Троицкий монастырь к прп.Сергию возвратился его брат Стефан, он стал наущать других против преподобного. Многие были недовольны введением общежития. Сергий Радонежский по своему смирению счел за лучшее тайно удалиться из монастыря и направился к своему другу, преподобному Стефану Махрищскому. Сообщив ему о намерении поставить новый монастырь, Сергий попросил дать монаха, который знал бы окрестности. Стефан отпустил Романа.

В дороге Роман попросил воды у прп.Сергия. Сергий ударил в гору и забил источник, известный ныне как «Гремячий», сейчас там оборудована большая купель, а вода спускается с горы каскадом, «гремит», и люди встают прямо под струи.

Был выбран берег реки Киржач в 12-ти верстах от Махрищского монастыря, этим местом и стал будущий Свято-Благовещенский Киржачский монастырь. Вскоре к преподобному пришло некоторое количество братии из Троицкого монастыря. Построена была церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и устроена обитель (1358 г.). Наладив монашеское общежитие, прп.Сергий по увещанию святого митрополита Алексея и настоятельным просьбам братии Троицкого монастыря вернулся в монастырь Святой Троицы, поставив игуменом Романа. Скончался прп.Роман Киржачский в 1392 г., в один год с прп.Сергием Радонежским.

Во всё время своего существования Благовещенский монастырь находился в зависимости от Троице-Сергиева монастыря, настоятелями которого давались все распоряжения, и сам он именовался «Троице-Сергиева монастыря, монастырь Благовещенье Пресвятой Богородицы на Киржаче». Основанный знаменитейшим иноком Русской земли и связанный с известным на Руси монастырём, Киржачский монастырь с самого начала своего существования стал пользоваться особым расположением московских государей, получал от них вотчины, а при Екатерине был закрыт. Но преподобного Романа люди не забыли, и он тоже охранял и монастырь, и город Киржач. Несмотря на то, что рядом с городом размещается аэродром, в Великую Отечественную войну ни одна бомба не упала на город.

Сейчас на территории монастыря есть святой источник, который выкопал сам прп.Сергий. На месте храма прп.Сергия Радонежского стоит памятный крест. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы похож на Троицкий собор в Лавре. Храм имеет два этажа: на верхнем собственно храм, а на нижнем под сводами палатки, под алтарём, находятся под спудом мощи преподобного Романа, причисленного к лику местночтимых святых. Греки возмущались, что русские стали хоронить людей под храмами, как же так, а вдруг человек был грешником, нехорошо получается. Но русским очень хотелось, чтобы над их телами совершались молитвы, и придумано было, как в Благовещенском соборе, хоронить на отдельном нижнем этаже.

В монастыре сохранился братский корпус. После упразднения монастыря в 1764 г. его собор стал городским. В середине XIX века храм был расписан Александром Петровичем Соловьевым, церковным старостой. Он обучался иконописи в Троице-Сергиевой Лавре. В течение 17 лет служения церковным старостой, не щадя своих сил и своего состояния, он как Благовещенский, так и все храмы, находящиеся с ним в одной ограде (Спасский и Сергиевский), благолепно украсил. Со своим сыном Петром, также обученным живописному искусству, он украсил своды и стены храмов сплошными живописными изображениями, а в главном Благовещенском храме  написал все иконы в иконостасе. За такое благочестие и ревностное попечение о славе Божией Господь благословил верного своего раба и весь дом его.

Александр Петрович с сыновьями своими, замечая между прочим большой ущерб в семействах граждан своих от отлучки мужчин из своих домов для работ в отдалённых местах, решились, помолясь преподобным Сергию и Роману, в самом Киржаче устроить небольшие фабрики для производства шёлковых материй, коему уже обучена была на стороне большая часть киржачских жителей. Опыт увенчался неожиданным успехом. Вскоре устроили бумагокрасильное заведение на 400 человек. До 1862 года Александр Петрович продолжал свою деятельность, скончался он при написании иконы. На надгробном камне на его могиле начертано: «Дышал он дружбою святою, любил и бедным помогать, своей искусною рукою любил он храмы украшать. Семнадцать лет при них старался, потом Предвечного Христа икону Снятия с Креста писав, в Страстной Пяток скончался».

Два сына его Пётр и Александр Александровичи в 1864–1869 годах воздвигли вблизи могилы отца великолепный храм в честь Всех Святых Божиих, с высокой и оригинальной архитектуры колокольней, снабдив этот храм дорогой церковной утварью и большим колоколом, звон которого далеко разносился над местностью.

Александр Александрович Соловьев был избран на место покойного родителя старостой и вложил много сил и средств так, что стало возможным Благовещенскую церковь сделать соборной. Затем на пожертвования дочери его Марии Александровны был установлен новый иконостас во Всехсвятской церкви.

В 1656 году в монастыре был возведён каменный храм в честь Всемилостивого Спаса (Происхождения Честных Древ Креста Господня), надпись на стене свидетельствовала, что боярин Иван Андреевич Милоставский «строил сию церковь своею казною над родителями своими и по своей душе в вечный поминок». В XVII в. построены также надвратная церковь, братский корпус.

В июле 1995 г. монастырь возрождён теперь уже как женский, в 1997 г. обретены святые мощи преподобного Романа Киржачского. Построен домик вратарниц, воссоздана часовня над колодцем прп.Сергия. Вот она удивительная, буквально осязаемая связь времён. Мы поклонились мощам прп.Романа Киржачского, побывали в соборе, в котором до нас было столько поколений наших предков.

И снова в путь. Едем в город Юрьев-Польский. Основал его в 1152 году Юрий Долгорукий, назвал своим именем, по традиции в центре города и храм в честь святого, в данном случае Георгия Победоносца. Польским Юрьев назван из-за окружающих его полей и для отличия от других городов с таким же названием Юрьев. (При последующем нашествии поляков название никак не тронуло этот народ, и город был разграблен, сильно пострадал).

В 1155 г. Юрий Долгорукий завоевал Киев, его дружина грабила мирное население, а он заливал на пирах свою совесть вином. Сын его Андрей переживал это, звал отца уйти. Ушёл сам с иконой. Вдруг в пути лошади остановились и отказались трогаться дальше. Андрей стал молиться перед иконой, и было ему откровение оставить икону во Владимире. Это место остановки названо Боголюбским. Тогда была написана первая русская икона Божией Матери (Боголюбская).

12 июля 1174 г. Андрей Боголюбский был убит. Завоевали сводные братья. Видел город в 1216 году Липецкую битву страшную между братьями, 9 тысяч человек в ней погибло. В 1223 г. близ этого города была проиграна битва войскам Чингисхана. Тогда за страшные братоубийственные войны на Руси попустил Бог страшное татарское иго...

Уникальный белокаменный Георгиевский собор в Юрьеве-Польском построил в 1230-х годах князь Святослав Всеволодович (4-й сын Всеволода Большое Гнездо, имевшего 12 детей). Он был женат на княгине Евдокии – дочери известных святых Петра и Февронии, в память о которых сейчас установлен в Росси праздник «День семьи, любви и верности».

Георгиевский собор был построен в подражание Дмитровскому собору во Владимире. Для строительства были приглашены лучшие мастера Германии и Италии (Ломбардии). Храм не уступал Дмитровскому собору. На нём были изображения самых различных диковинных зверей и птиц, даже слон. Правда, слона, вероятно, те древние мастера никогда не видели и изобразили с телом собаки… Все стены собора украшены каменной резьбой, здесь не только орнаменты, звери и птицы, но и сцены, изображающие подвиги святых. 

По преданию большой резной каменный крест в храме сделал сам князь Святослав, который действительно имел художественное образование. Этот крест чудотворный, и мы приложились к нему.

В 1460-е гг. храм вдруг рухнул, не выдержав своего тяжёлого барабана под куполом. Князь Иван III вызвал талантливого зодчего Ивана Ермолина восстановить собор. Но чертежей и рисунков не было, и в 1234 г. был построен из материала рухнувшего новый собор с облегчённым барабаном и…теперь уже камни с резьбой украшают собор в довольно хаотичном порядке, вероятно, потому что собрать изображения как паззлы никакой возможности не представлялось.

Город знаменит и тем, что здесь было имение князей Голицыных и Багратионов. Речь идёт именно об известном нам по Бородинскому сражению князе Багратионе. Он, будучи тяжело раненым, попросил отвезти его в местечко Сима недалеко от Юрьева-Польского к тёте, так как очень любил эти места.

Мы заехали в Михайло-Архангельский монастырь, ныне действующий и как историко-архитектурный и исторический музей, зашли в Михайло-Архангельский собор, увидели удивительную шатровую колокольню, деревянную Георгиевскую церковь, построенную без единого гвоздя и привезённую сюда из одного вымершего села.

Вот такой древний город Юрьев-Польский, Георгиевский собор которого – «лебединая песнь древнерусского зодчества», как сказал нам Сергей Дмитриевич. А теперь мы отправляемся в село Новое в окрестностях Юрьева Польского в Свято-Никольский женский монастырь и окунёмся во времена не столь древние, более к нам близкие.

В советское богоборческое время храм в этом селе хотели закрыть. У старушки из того села Татьяны Мочаловой был духовник в Троице-Сергиевой Лавре. Он сказал ей, что когда придётся идти в исполком ключи от храма отдавать, чтобы ждала, когда вызовут. Старушка к исполкому пришла, да её в кабинет не вызвали. Так храм и не закрыли. Сестре её Марии старец Израиль сказал это место не покидать.

Служил здесь в те времена отец Михаил, отец 9 детей. Изо всех сил старался храм сохранить. Советская власть обложила его налогами, чтобы за неуплату храм закрыть всё-таки, но налоги батюшка платил и платил. Тогда сослали отца Михаила на 15 лет в лагеря по доносу соседа за то, что причастил не одного человека за один раз, а ещё и троих, а это запрещалось, на него сосед донёс. Сейчас мы причащаемся в храме и не задумываемся, как ещё совсем недавно это было сложно.

Благодаря схимонаху старцу Гедеону возникла здесь женская община. Батюшка был удивительный, служил очень долгие службы по 10-12 часов, был большим молитвенником. Умирая, старец завещал открыть здесь монастырь.

О насельницах. Мы их видели. Попали мы в день особенный для монастыря, в этот день был постриг. Застали службу, помолились. Трогательный храм такой, и чувствуется необычайная духовная сила в стареньких монахинях, какая-то стойкость. Узнали мы о матушке Христодуле. Была обычная советская женщина, о Боге не думала. Но заболела раком крови, и вот Господь привёл к вере, к храму, в монастырь. Познакомилась она со старцем, как заболела, и изменилась круто её жизнь, и исцелилась от тяжёлой формы рака.

У монастыря нет забора, самая надёжная его ограда – молитвы, чтение Псалтири. Монахини живут в избах, храм один, 1826 г. постройки. В нём хранятся свезённые сюда из других храмов чудотворные иконы. Их несколько, расскажем о двух из них.

Иверская икона Божией Матери прославилась тем, что перед ней в этих краях был отслужен молебен от нашествия гусениц, губящих весь урожай, сразу после молебна налетела буквально туча птиц, всех гусениц склевали, и урожай был спасен.

Икона «Всех скорбящих Радость» использовалась одним человеком как доска к лавочке, даже сигаретой была прожжена. И вот одной слепой девочке из этих мест было видение с повелением найти именно эту икону. Когда она была найдена, отслужен перед ней молебен, и девочка прозрела. Вот такое чудо. Как икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою» в Николо-Берлюковском монастыре использовалась неблагоговейно, даже кощунственно, как простая доска в хозяйстве, хотя всё же можно было разглядеть на ней изображения, так и икона «Всех скорбящих Радость». Но угодно было Господу не только уберечь иконы от поругания, но и явить чудеса исцелений. И нам в назидание, чтобы относились к освященным вещам с благоговением и трепетом.

И вот, отправляемся в обратный путь, из Владимирской земли в Московскую. Благодарим настоятеля отца Георгия и Аллу Петровну, директора воскресной школы нашего храма, за организацию поездки. Надеемся на новые паломничества.

 

Материал подготовила Ксения Романенкова


Храм свв. Бориса и Глеба в Дегунине


| Главная | Храм | Расписание богослужений | События | Воскресная школа | Социальное служение | Библиотека | Проповеди | Фотогалерея | Пожертвования | Молодёжная организация | Архив | «Православная беседа»
2021 Рейтинг@Mail.ru Патриархия Православие.Ru