История Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря насчитывает не одно столетие. Как повествует церковное предание, святой апостол Андрей Первозванный, просвещая славян и скифов, дошёл до Валаама, разрушил бывшие здесь языческие капища и установил каменный крест. Основателями обители на Валааме были святые преподобные Сергий и Герман, Валаамские и всей России чудотворцы (память 28 июня/11 июля и 11/24 сентября). О преподобных Сергии и Германе известно немного. Возможно, это были греческие иноки, пришедшие на Русь в X веке с первыми миссионерами. Мощи преподобных находятся под спудом в Спасо-Преображенском соборе – главном храме обители.
Каждый год множество паломников и туристов приезжает к святыням Валаама, к его душистым лесам, прохладным озёрам и вечным скалам. Всё здесь напоминает о первозданной гармонии бытия, как будто эти места особо предназначены для прославления величия Творца.
О, дивный остров Валаам!
Рука Божественной судьбы
Воздвигла здесь обитель рая,
Обитель высшей чистоты,
Обитель чудную, святую,
Жилище избранных людей,
Обитель сердцу дорогую,
Обитель мира от страстей.
Это строки из гимна Валаамской обители, который пели богомольцы и монахи при посещении скитов и часовен. Гимном встречали и провожали высоких гостей Валаама. Его торжественный напев, и печальный, и радостный, так созвучен Валаамскому духу.
Замечательный русский писатель Иван Шмелёв в молодости совершил паломничество на Валаам. Через много лет он написал книгу «Старый Валаам», которая раскрывает перед нами святую обитель в годы её расцвета, передаёт дух молитвы и жертвенного подвиг монахов и богомольцев. «…Из-за скалистого мыса открылся Монастырский пролив, великолепный. Слева, совсем на отлёте, каменный островок, на нём белая церковка, крест гранитный, позади – тёмный бор. Это маяк и скит, страж Валаама и ограда – Никольский скит. Чтимый Святитель бодрствует на водах, благословляет входящих в тихие воды монастырские, указывает путь «и сущим в море далече».
Входим в пролив, двигаемся в отвесных скалах. На них, высоко, леса. Воздух смолистый, вязкий. И – тишина. Чувствуются лесные недра. Покой. Богомольцы как бы передают охватывающие их чувства. Поют: «Свете тихий, святы-ые славы… Бессмертного Отца-а Небесного…» Сердце дрожит во мне… На деревянной пристани встречают богомольцы. Монахи-певчие выступили вперёд и ждут.
«Воскресение Христово видевшее, поклонимся Святому Господу Иису-усу…» – поют на пароходе и крестятся на кресты Собора.
«Единому безгре-ешному…» – вливаются с пристани монахи и огромная масса богомольцев.
Я вижу слёзы, блистающие глаза, новые лица, просветлённые. Стискивает в груди восторгом. Какая сила, какой разливающийся восторг! И – чувствуется – какая связанность. Всех связала и всех ведёт, и поднимает, и уносит это единое – эта общая песнь – признанье – «Единому безгрешному». Все грешные, все одинаки, все притекаем, все приклоняемся… Я чувствую – мой народ. И какой же светлый народ, какой же добрый и благостный. Не предчувствую ничего».
|