На главную страницу

17

декабря

2017

Библиотека
Автор публикации:
Кудрявцев Иоанн, протоиерей /Иерей
Кудрявцев Иоанн, протоиерей
Иерей

Работы этого автора

Аннотация
Проповедь отца Иоанна Кудрявцева за Божественной литургией в неделю 28-ю по Пятидесятнице, 16 декабря 2012 года.
Другие публикации:
Святейший Патриарх Кирилл: «Мы благодарим Собор за замечательные мысли, идеи, деяния…». Слово в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в день 100-летия открытия Священного Собора 1917-1918 гг.
Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в день 100-летия открытия Священного... (Далее)
Святитель Иоанн (Максимович): В чем нравственная сила святого великого князя Владимира?
(Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю принесения в пределы Русской Православной... (Далее)
Епископ Бронницкий Парамон: «Особый урок мужества…» Проповедь в День памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба
Проповедь епископа Бронницкого Парамона, управляющего Северным викариатством Москвы, за Божественной литургией на Престольном празднике храма святых мучеников... (Далее)
Все публикации...
Публикация:
Храм свв. мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине
16.12.2012

«Человек мудр только тогда, когда он смирился…»

«Человек мудр только тогда, когда он смирился…»


Проповедь отца Иоанна Кудрявцева за Божественной литургией в неделю 28-ю по Пятидесятнице, 16 декабря 2012 года.


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня в Евангелии Христос открывает нам тайны Царства Божьего. Один человек подошёл ко Господу и, искушая Его, спрашивает: «Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»… И оказалось, что он исполняет заповеди Божии, казалось бы, вопрос его даже и неуместен, излишен, потому что человек, исполняющий заповеди Божии, понимает, что ему делать. Но была у него одна страсть, и вот эта страсть мешала ему – страсть к богатству, к имению, к стяжанию. Поэтому он и задаёт этот вопрос с неким лукавством, потому что знает ответ на него. Но он ищет от Господа такого ответа, который бы его оправдал и разрешил ему сохранить свою страсть к богатству. И Господь, зная его колебания и двоедушие, отвечает ему: «Что ты Меня искушаешь? Никто не благ, как только Един Бог… Знаешь заповеди – соблюдай их». Этот человек говорит: «Я все их сохранил». Тогда Господь исцеляет его, попадая в самую рану его своими словами: «Всё, что имеешь, отдай нищим и иди за Мной». И отошёл тот человек со скорбью, потому что не мог принять слов этих, потому что страсть была в нём сильнее, чем любовь к Богу.

И тогда апостолы, подойдя, спрашивают: неужели невозможно никому спастись? Господь отвечает, что человекам это невозможно, невозможно имеющим богатство войти в Царство Божие – проще верблюду войти через игольные уши, – настолько это невозможно, чтобы богатый, богатящийся человек спасся. И Господь говорит: «Но всё возможно Богу».

Апостолы удивлялись, потому что богатство всегда считалось признаком благословения Божьего, да и сейчас считается признаком ума человека, интеллекта, его способностей, дарований, его творческого потенциала. Поэтому слова об этом и сейчас часто смущают многих. Что значит – иметь богатство? И тут же сразу готовится оправдание для человека, оправдание в житейских заботах, в семье, указание на то, что есть люди благочестивые, которые не бедствуют, которые достаточно состоятельные, и они спасаются. Были даже святые богатые. В чём же тут дело? Господь говорит больше, чем мы слышим в этих простых словах: «Невозможно имеющему богатство войти в Царство Божие». Невозможно человеку, который ценит самого себя, имеет это богатство в своей душе, войти в Царство Божие. Потому что было и много нищих, которые погибали, и много богатых, которые спасались. Но не было среди них ни одного человека, который богатился самим собой, который превозносился, ценил себя – такой человек спастись не может. Об этом и говорит Господь сегодня, что невозможно превозносящемуся, богатящемуся какими-то своими способностями человеку войти в Царство Божие.

И вот это состояние самооценки, самопревозношения, к сожалению, присутствует в каждом из нас, в ком-то больше, в ком-то меньше. Но она каждого поражает, эта духовная язва: гордыня, тщеславие и превозношение. И даже более поражает тогда, когда человек более и более устремляется к Богу, потому что чем больше кто молится и постится, тем больше начинает внутренне этому радоваться и при этом входит в гордыню. Я не такой, как другие люди, я отличаюсь, я иной, я особенный, потому что я молюсь, пощусь, я знаю богослужение, я знаю слово Божие. И вот уже в человеке зреет эта ядовитая страсть – внутренняя самооценка. И в нём возникает внутренне богатство, которое пагубно, которое закрывает вход в Царство Божие. Кто-то скажет: неужели не надо видеть никаких дарований, добродетелей, способностей, неужели не надо иметь никакой житейской опытности и мудрости? Неужели это мешает Царству Божьему? Конечно же, нет. Но человек мудр только тогда, когда он смирился. И люди, прошедшие большой жизненный путь, путь испытаний, может быть, изгнаний, ссылки, даже тюрем, путь различных скорбей, – они как раз и отличаются великим смирением. Но при всём своём действительном, а не мнимом богатстве они не считают себя ни за что, они не видят в себе особых достоинств, которые отличали бы их от других людей. Вот это настоящее богатство, настоящее благословение Божие.

И дай Бог, чтобы нам в дни поста хотя бы немного приблизиться к этому сознанию, к осознанию своего ничтожества, что бы мы ни сделали, чем бы мы ни обладали, какими бы знаниями мы ни отличались – это всё ничто пред Царствием Божииим. Пост помогает человеку смириться, помогает человеку увидеть свою нищету и духовную, и даже телесную и помогает человеку по-новому взглянуть на самого себя и на ближнего: увидеть в ближнем больше достоинств, чем в самом себе, увидеть в человеке, который рядом с тобой, образ Божий, порадоваться, что имеешь возможность видеть образ Божий вокруг, за то, что имеешь возможность послужить ближнему, послужить образу Божьему.

Конечно, это возможно сделать только тогда, когда всерьёз начинаешь исполнять заповеди Божии. Тот юноша, который подошёл к Спасителю, он был недалёк от Царства Божьего, он исполнял все заповеди и был уже готов преодолеть свою страсть к богатству, но ему немножко не хватило. Если человек старается и не может победить свою главную страсть, старается в прочих добродетелях, то Господь ему поможет и укрепит. И дай Бог, чтобы нам всегда видеть перед собой Господа, всегда знать, в чём наше истинное богатство, что это чистота сердца, любовь и благодать Духа Святаго. Аминь.


Публикация: Храм свв. мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине


  На главнуюНа главную
Библиотека
| Главная | Храм | Расписание богослужений | События | Воскресная школа | Социальное служение | Библиотека | Проповеди | Фотогалерея | Пожертвования | Молодёжная организация | Архив | «Православная беседа»
2017 Рейтинг@Mail.ru Патриархия Православие.Ru