Из книги «Моя жизнь во Христе»
К чему ведёт пост и покаяние? Из-за чего труд? Ведёт к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению пред Господом. Есть из-за чего попоститься и от всего сердца исповедаться. У многих ли из нас есть чувство сыновней любви к Богу? Многие ли из нас со дерзновением, неосужденно смеют призывать Небесного Бога-Отца и говорить: Отче наш! Не напротив ли, в наших сердцах вовсе не слышится такой сыновний глас, заглушённый суетою мира сего или привязанностью к предметам и удовольствиям его? Не далёк ли Отец Небесный от сердец наших? Не Богом ли мстителем должны представлять себе Его мы, удалившиеся от Него на страну далече? – Да, по грехам своим все мы достойны Его праведного гнева и наказания, и дивно, как Он так много долготерпит нам, как Он не посекает нас, как бесплодные смоковницы? Поспешим же умилостивить Его покаянием и слезами. Войдём сами в себя, со всею строгостью рассмотрим своё нечистое сердце и увидим, какое множество нечистот заграждают к нему доступ божественной благодати, сознаем, что мы мертвы духовно.
У людей, старающихся проводить духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война чрез помыслы каждое мгновение жизни – война духовная; надобно быть каждое мгновение всему оком светлым, чтобы замечать втекающие в душу помыслы от лукавого и отражать их; сердце своё такие люди должны иметь всегда горящим верой, смирением, любовью; в противном случае в нём легко поселится лукавство дьявольское, за лукавством маловерие или неверие, а затем и всякое зло, от которого скоро не отмоешься и слезами. Потому не допусти, чтобы сердце твоё было холодным, особенно во время молитвы избегай всячески холодного равнодушия. Весьма часто бывает, что на устах молитва, а в сердце – лукавое маловерие или неверие, устами как будто близок человек к Господу, а сердцем далёк. А во время молитвы лукавый все меры употребляет к тому, чтобы охладить и излукавить наше сердце самым незаметным для нас образом. Молись, да и крепись, сердце своё крепи.
Пост – хороший учитель: 1) он скоро даёт понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья, и что вообще мы жадны и едим, пьём гораздо более надлежащего, т.е. того, чем сколько требует наша природа; 2) пост хорошо показывает или обнаруживает все немощи нашей души, все её слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода показывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор; 3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения; 4) пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, которых коварства, при озарении теперь нас светом благодати Божией, ясно оказываются, и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей.
Ваша душа ищет истинной жизни, сродной себе пищи, пищи уму – истины, сердцу – покоя и блаженства, воле – нормального направления или законности. Ходите в церковь: она всё это доставит вам с избытком; она всем этим обладает преизобильно. Она столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), потому что в ней слово Божие, показывающее начало всех вещей, начало человеческого рода, сотворение человека по образу и подобию Божию, падение его, восстановление его чрез Спасителя человеков, средства ко спасению, веру, надежду и любовь. Она доставляет нам покой и блаженство чрез своё Богослужение и особенно таинства, она взывает: приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28); она научает нас истинному пути, которому должна неуклонно следовать наша воля и который приведёт нас к вечной жизни: это путь заповедей Божиих.
О, вера святая! Какими словами, какими песнями я прославлю тебя за бесчисленные блага для души и тела моего, дарованные мне тобою, за все силы, которые ты во мне совершила и совершаешь, за блага мира и отъятие смятения, за блага свободы с отъятием тесноты горькой, за блага света духовного и прогнание тьмы страстей, за благо дерзновения с отъятием малодушия и боязни, за благо духовной власти и духовного величия с отъятием рабства греховного и низости духа, за благо святыни с отъятием греховной нечистоты, за отъятие злобы, зависти, своеволия и упрямства, любостяжания, блуда и всякого духовного растления? Слава Тебе, Богу, Благодетелю моему, во веки веков! Познан буди, Господи, в вере Твоей, всем людям Твоим и всем племенам земным, да все прославят Тебя едиными устами и единым сердцем от востока солнца до запада. Буди, буди!
Благодарю пресвятую, всеблагую и премудрую матерь мою – Церковь Божию, спасительно руководящую мной в сем временном житии и воспитывающую меня для гражданства небесного; благодарю её за все чины молитв, Богослужения, таинств и обрядов; благодарю её за посты, столь для меня благодетельные в духовном и телесном отношении (ибо чрез них я здрав духом и телом, покоен, бодр, лёгок. Без поста мне было бы крайне тяжело, как это испытано не во время поста); благодарю непорочную матерь мою, Церковь Божию, восхищающую меня небесным служением своим, восторгающую горе, к небеси дух мой, просвещающую ум мой небесною истиною, указующую мне пути живота вечного, избавляющую от насилия и бесчестия страстей, делающую жизнь мою блаженною.
Кто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло грехопадение первых людей (от невоздержания) и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне (постясь сорок дней и ночей), тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще чрез невоздержание, как это и было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против дьявола, сильных против нас особенно чрез наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдаётся добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот наконец слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел.
Из-за вкушения запрещённого плода в раю человечество получило лютую болезнь души, пристрастие к этой кратковременной жизни, к здешним благам и наслаждениям, это всепагубное двойство сердца между Богом и миром, добром и злом; а как земные блага не насыщают души, сотворенной для наслаждения духовными, вечными, бесконечными благами, и они не распределены всем равномерно, и по пристрастию и слепой привязанности к ним одни захватывают очень много, а другие имеют очень мало их, да и совсем иные не имеют, то отсюда происходит вечный грех, вражда и смерть из-за обладания; отсюда зависть и неприязнь частных лиц и народов, отсюда войны кровопролитные, отсюда роскошь одних и крайняя нищета других, пресыщение одних и голодание других, домогательство видных, богатых мест одними и давление других, отсюда кражи, грабительства , всякое зло. Вот что сделало вкушение запрещённого плода: столько наделало зла, что не отчерпаешься от него. И если бы не воплотился, и не пострадал, и не умер нашего ради спасения Сын Божий, тогда бесконечное горе было бы всему человеческому роду, безотрадное, неизобразимое горе, потому что все погибли бы во грехах и бесконечные века стали бы стенать, скрежетать зубами в аду, без всякой надежды избавления, как и теперь нераскаянные грешники обрекаются на те же вечные муки.
Христианин – Божий сосуд, Божий храм, Божий дом. О, как достопочтен христианин истинный, как ревностно он должен удаляться от всякого греха, как должны христиане уважать друг друга!
Санкт-Петербург. Свято-Иоанновский монастырь на Карповке.
Публикация: Из книги «Моя жизнь во Христе»
|