Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его , [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.
(Исх. 20: 2–17)
Когда ты будешь в скорби, и когда все это постигнет тебя в последствие времени, то обратишься к Господу, Богу твоему, и послушаешь гласа Его. Господь, Бог твой, есть Бог [благий и] милосердый; Он не оставит тебя и не погубит тебя, и не забудет завета с отцами твоими, который Он клятвою утвердил им.
(Втор. 4: 30,31)
Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать. Грешники же суть враги своей жизни.
(Тов. 12: 8–10)
Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально.
(Тов. 12: 11)
Если будете обращаться к Нему всем сердцем вашим и всею душею вашею, чтобы поступать пред Ним по истине, тогда Он обратиться к вам и не скроет от вас лица Своего.
(Тов. 13: 6)
Ты же соблюдай закон и повеления и будь любомилостив и справедлив, чтобы хорошо было тебе.
(Тов. 14: 9)
Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх.
(Иов. 5: 7)
Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай.
(Иов. 5: 17)
Хотя бы я и прав был, но не буду отвечать, а буду умолять Судию моего.
(Иов, 9: 15)
Начало мудрости – страх Господень.
(Притч. 1: 7)
Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла.
(Притч. 3: 5–7)
Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.
(Притч. 3: 9, 10)
Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.
(Притч. 3: 11, 12)
Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум.
(Притч. 3: 13)
Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе.
(Притч. 3: 27, 28)
Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя.
(Притч. 4: 23, 24)
Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.
(Притч. 4: 26)
Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла, [потому что пути правые наблюдает Господь, а левые – испорчены].
Притч. 4: 27, 28)
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
(Притч. 6: 6)
Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.
(Притч. 6: 10. 11)
Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.
(Притч. 10, 9)
Уста праведника – источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие. Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
(Притч. 10: 11, 12)
При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен.
(Притч. 10: 19)
Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.
(Притч. 11 24)
Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.
(Притч. 11: 25)
Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит. Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть.
(Притч. 11: 27, 28)
Плод праведника – древо жизни, и мудрый привлекает души.
(Притч. 11: 30)
Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит. Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.
(Притч. 12: 2, 3)
Коснись нечестивых несчастие – и нет их, а дом праведных стоит.
(Притч. 12: 7)
Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.
(Притч. 12: 10)
От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку – по делам рук его. Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
(Притч. 12: 14, 15)
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
(Притч. 13: 3)
У сына лукавого ничего нет доброго, а у разумного раба дела благоуспешны, и путь его прямой.
(Притч. 13: 14)
Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.
(Притч. 13: 24)
Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти.
(Притч. 14: 12)
Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян. Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
(Притч. 14: 16, 17)
Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
(Притч. 14: 21)
От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
(Притч. 14: 23)
В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище. Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
(Притч. 14: 26, 27)
У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.
(Притч. 14: 29)
Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
(Притч. 15: 1)
Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.
(Притч. 15: 16)
Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.
(Притч. 15: 18)
Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся. Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
(Притч. 15: 22, 23)
Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум. Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
(Притч. 15: 32, 33)
Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка. Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души. Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
(Притч. 16: 1–3)
Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла. Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним. Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою. Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
(Притч. 16: 6–9)
Путь праведных – уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой. Погибели предшествует гордость, и падению – надменность.
(Притч. 16: 17, 18)
Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.
(Притч. 16: 20)
Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
(Притч.16: 23)
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
(Притч. 16:32)
Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.
(Притч. 17: 1)
Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло. Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.
(Притч.17: 13, 14)
Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.
(Притч. 17: 17)
Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.
(Притч. 17: 22)
Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным.
(Притч. 17: 27, 28)
Нерадивый в работе своей – брат расточителю.
(Притч. 18: 10)
Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе. Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему. Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух – кто может подкрепить его?
(Притч. 18: 13–15)
Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.
(Притч. 18: 25)
Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.
(Притч. 19: 17)
Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым. Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.
(Притч. 19: 20. 21)
Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца.
(Притч. 21: 2)
Жертва нечестивых – мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.
(Притч. 21:27)
Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа.
(Притч. 21:31)
Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет. …Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего.
(Притч. 22: 8, 9)
Ленивец говорит: «лев на улице! Посреди площади убьют меня!»
(Притч. 22: 13)
Приложи сердце твое к учению и уши твои – к умным словам.
(Притч. 23: 12)
Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем.
(Притч. 23: 17)
Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь.
(Притч. 23: 19)
Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними, потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.
(Притч. 24: 1, 2)
Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.
(Притч. 24: 17, 18)
Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым, потому что злой не имеет будущности, – светильник нечестивых угаснет.
(Притч. 24: 19, 20)
Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.
(Притч. 25: 21, 22)
Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим.
(Притч. 25: 28)
Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется.
(Притч. 26: 2)
Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.
(Притч. 26: 27)
Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день.
(Притч. 27: 1)
Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко. Как птица, покинувшая гнездо свое, так человек, покинувший место свое.
(Притч. 27:7, 8)
Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев.
(Притч. 28: 1)
Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду.
(Притч. 28: 14)
Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления.
(Притч. 29: 1)
Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж.
(Притч. 29:8)
Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен. Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека – от Господа.
(Притч. 29: 25, 26)
Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его.
(Еккл. 4:9, 10)
Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.
(Еккл. 5:3,4)
Сетование лучше смеха, потому что при печали лица сердце делается лучше.
(Еккл. 7:3)
Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.
(Еккл. 8:11)
Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека.
(Еккл. 12:13)
Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его, ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему. Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных. В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды.
(Прем. 1:1–5)
Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его.
(Прем. 3:9)
В руке Его и мы и слова наши, и всякое разумение и искусство делания.
(Прем. 7:16)
Чем кто согрешает, тем и наказывается.
(Прем. 11:17)
Источник премудрости – слово Бога Всевышнего, и шествие ее – вечные заповеди.
(Сир. 1:5)
Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение. Страх Господень – дар от Господа и поставляет на стезях любви.
(Сир. 1:13)
|