На главную страницу

26

апреля

2024

На главную

Храм нуждается в нашей помощи!

Пожертвовать на храм



Аннотация:

Газета православной общины Храма свв.мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине для сотрудников и пациентов Психоневрологического интерната № 25. Декабрь 2013 г.


1 января 2014:
«Православная беседа», январь 2014 года
1 ноября 2013:
«Православная беседа», ноябрь 2013 года
1 октября 2013:
«Православная беседа», октябрь 2013 года
1 сентября 2013:
«Православная беседа», сентябрь 2013 года
1 августа 2013:
«Православная беседа», август 2013 года
1 июля 2013:
«Православная беседа», июль 2013 года
1 июня 2013:
«Православная беседа», июнь 2013 года
Все сообщения...

«Православная беседа», декабрь 2013 года


Газета православной общины Храма свв.мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине для сотрудников и пациентов Психоневрологического интерната № 25

 

 

ПРАЗДНИКИ

 

4 декабря – Введение во храм Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

 

Велик и знаменателен настоящий день в жизни Богоматери, ставший предзнаменованием того, что Пресвятая Дева будет поставлена превыше не только святых, но даже Ангелов, Херувимов и Серафимов.

Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм возник на основании Церковного предания, дабы пролить свет на «исполнение Зиждителева смотрения» (тропарь праздника), совершившееся на этот раз в предъизбранной Деве, посвятившей себя служению Богу.

Пречистая Богоотроковица Мария до трех лет жила в Назаретском доме Своих родителей. Когда же Ей исполнилось три года, Иоаким и Анна поспешили исполнить свое обещание Богу о принесении Ему в дар предивно родившейся Дочери. Они созвали в Назарет родственников, пригласили в свой дом также назаретских девиц и приготовили много свечей.

Пресвятая Дева Мария, хотя и младенец возрастом, услышав о предстоящем Ей поселении в Иерусалимском храме, не устрашилась разлуки с родными и не плакала, но охотно подчинилась родительской воле.

Ко дню путешествия в Иерусалим Анна украсила Пречистую Марию с царским великолепием. После соответствующей подготовки к путешествию Иоаким и Анна торжественно повели свою святую Дочь в Иерусалим. Шествие от Назарета до Иерусалима длилось три дня с небольшими остановками для отдыха. Об этом сохранились свидетельства в словах древних святых отцов Церкви.

Лик дев с зажженными свечами шел впереди процессии. За ними следовали Иоаким и Анна и вели за руку Преблагословенную Дочь, шедшую между родителями. Шествие замыкали родные и знакомые. Девицы-свещеносицы напоминали великолепный звездный круг и светоношением и любовью выражали почтение к приводимой Небесному Царю Марии. По словам святых отцов, Богоотроковице на пути в Иерусалим, по Божию велению, незримо сопутствовали бесплотные Ангелы и окружали Ее.

Наконец, процессия достигла Иерусалимского храма. Навстречу ей с пением вышли священники во главе с архиереем Захарией. Праведная Анна подвела святую Марию к самому церковному входу и сказала Ей: «Иди, Дочь, к Богу, давшему мне Тебя, — благосердому Владыке. Войди в Господню Церковь, Радость и веселие мира». Затем, обращаясь к Захарии, своему родственнику, Анна сказала: «Приими, Захария, непорочный ковчег и кадильницу невещественного Угля — мою Богодарованную Дочь. Введи Ее в гору святыни, в уготованное Ей Божие жилище, пока Бог не изволит совершить определенное о Ней».

Входом в Иерусалимский храм, как известно, служила площадка, к которой вели с земли 15 ступеней по числу 15 степенных псалмов, воспевавшихся здесь священниками и левитами. Иоаким и Анна поставили Отроковицу на первой ступени. На прочие же 14 ступеней Она взошла Сама и очень быстро без всякой поддержки стала на верху церковного помоста, укрепляемая невидимой Божией силой. Такому восхождению, доступному только взрослым людям, удивились все присутствующие и особенно св. Захария. Как исполненный Святого Духа пророк, он сказал Анне: «Благословен твой Плод, жена; преславны твои ложесна и Приведенная тобою».

После того он взял за руку святую Марию и повел Ее во святилище со словами: «Гряди, Свет для лежащих во тьме, новое и Божественнейшее дарование. Войди в радость, в Церковь Господа Твоего: теперь — в земную, позже — в горнюю». Богоотроковица же шла по дому Господню, как по чертогу, с великой радостью и играя. Малая возрастом, Она была уже благодатно совершенна.

Из святилища Захария, к удивлению всех, повел Ее за вторую завесу храма, то есть во Святое святых, и там указал Ей место молитвы. Обычно девы, приводимые на службу Богу в храм, молились между церковью и алтарем, где впоследствии Захария и был убит. Только одной Богоотроковице Марии, со времени Ее введения, было позволено Захарией на всякий час входить для молитвы за вторую завесу, во внутренний алтарь. Причиной такого непонятного многим нарушения Моисеева закона о Святом святых было следующее. Захария, по внушению Божию и просвещению благодатию, вдруг уразумел тогда, что символическое нахождение кивота Завета во Святая святых собственно обозначало постоянное стояние там на молитве Живого Кивота Божия — Пресвятой Марии. В силу этого откровения он без всякого сомнения и колебания и вопреки закону ввел сюда Пречистую.

Иоаким и Анна завершили торжество приведения Богоотроковицы на жительство в храм принесением жертв и всесожжением. Вслед затем, благословленные Первосвященником, они возвратились в назаретский свой дом со всеми родственниками, веселясь духом и благодаря Бога за все.

Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания (Исх. 38; 1 Цар. 1:28; Лк. 2:37) и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Богородицы от младенчества до вознесения на Небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.

В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.

 

Патриархия.ru

 

СВЯТЫЕ

 

6 декабря – память благоверного великого князя Александра Невского

 

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+ 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича (+ 1238; память 4 февраля). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор (+ 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном.

Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон (+ 1226; память 10 мая), один из составителей Киево-Печерского Патерика. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли.

В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение святого Михаила Черниговского (+ 1246; память 20 сентября), и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушел в Переславль. Дело кончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь святого Михаила, Феодулия, обручилась со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская (+ 1250; память 25 сентября).

С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, «посадив» своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор). Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским (+ 1276), и перенесена в Кострому.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая всё на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские полчища, кощунственно называвшие себя, с благословения Римского папы, «крестоносцами», носителями Креста Господня. В этот грозный час Промысл Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра - великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. - «Без Божия повеления не было бы княжения его». Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. «Король римской веры из Полуночной страны», Швеции, собрал в 1240 году великое войско и на множестве кораблей послал к Неве под командованием своего зятя, ярла (т. е. князя) Биргера. Гордый швед прислал в Новгород к святому Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся, - я уже здесь и пленяю твою землю».

Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии, Премудрости Божией. И, вспомнив псалом Давидов, сказал: «Суди, Господи, обидящым меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне». Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные - с оружием, иные - на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были». С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов, - ждать подмоги от отца, не знавшего еще о нападении неприятелей, не было времени.

Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй, в святом Крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Борисаи Глеба, в одеждах багряных. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князяю, святой Александр повелел по благочестию никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем». Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враги похвалялись «подчинить себе весь славянский народ». Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею, на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка». По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Обращенных в бегство врагов гнали и секли воины Александровы, «словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу». Множество пленных вели потом вслед святому князю, и шли они посрамленные.

Современники ясно понимали всемирное историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима».

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников, нужна была «кротость голубя и мудрость змеи».

Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Заключив союз с ханом Батыем, он должен был, однако, ехать в 1246 году в далекую Монголию, в столицу всей кочевой империи. Положение самого Батыя было трудным, он искал поддержки у русских князей, желая отделиться со своей Золотой Ордой от дальней Монголии. А там, в свою очередь, не доверяли ни Батыю, ни русским. Князь Ярослав был отравлен. Он скончался в мучениях, лишь на 10 дней пережив святого мученика Михаила Черниговского, с которым когда-то едва не породнился. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой - необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси - продолжал крепить святой Александр Невский. Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который заведовал в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ (в большинстве своем татары-христиане исповедовали несторианство).

Не все русские князья обладали прозорливостью святого Александра Невского. Многие в борьбе с татарским игом надеялись на помощь Европы. Переговоры с Римским папой вели святой Михаил Черниговский, князь Даниил Галицкий, брат святого Александра Андрей. Но святой Александр хорошо знал судьбу Константинополя, захваченного и разгромленного в 1204 году крестоносцами. И собственный опыт учил его не доверять Западу. Даниил Галицкий за союз с папой, ничего ему не дававший, заплатил изменой Православию - унией с Римом. Святой Александр не желал этого родной Церкви. Когда в 1248 году послы Римского папы явились прельщать и его, он написал в ответ о верности русских Христовой Церкви и вере Семи Вселенских Соборов: «Сии все добре сведаем, а от вас учения не приемлем». Католичество было неприемлемо для Русской Церкви, уния означала отказ от Православия, отказ от источника духовной жизни, отказ от предназначенного Богом исторического будущего, обречение самих себя на духовную смерть. В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Положение было очень опасным. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру пришлось снова ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Разбитый, Андрей бежал в Швецию искать помощи у тех самых разбойников, которых с помощью Божией громил на Неве его великий брат. Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Великая ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его «темным походом», русское войско шло сквозь полярную ночь, «идоша непроходными местами, яко не видеть ни дня, ни ночи». В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского. Святой князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя принял ислам, он нуждался в союзе с православной Русью. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия. В 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов - баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти всё наследие Чингис-хана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог своего угодника - святого воина-князя Александра Невского. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.

Житие святого Александра Невского известно в нескольких редакциях. Первоначальная редакция была написана в 1282 - 1283 годах во Владимирском Рождественском монастыре, который был центром церковного почитания святого князя (там теперь стоит ему памятник). Она сохранилась в составе Лаврентьевской и Псковской Второй летописи . Вторая редакция вошла в Новгородскую Первую летопись. Остальные редакции относятся к XVI и XVII векам: Владимирская редакция (1547 - 1552), вошедшая в Великие Минеи-Четьи митрополита Макария; Псковская редакция, составленная Василием Псковитянином (впоследствии Варлаам, митрополит Ростовский) между 1550 и 1552 годами, редакция Степенной книги (1560 - 1563) и др.

Православие.ru

 

 

17 декабря – память великомученицы Варвары

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день памяти святой великомученицы Варвары

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня Церковь вспоминает имя святой мученицы Варвары. Многие женщины носят это имя. Совсем недавно мы вспоминали имя другой мученицы – Екатерины, в том числе в связи с принесением в Москву ее святых мощей с горы Синай. У этих мучениц много общего – они были современницами и погибли по воле одного и того же императора Максимина, который в начале IV века, уже на излете страшных гонений на христиан, обрушил на них свой гнев.

Подчиняясь воле императора, многие местные правители стали не просто преследовать христиан, но жестоко их истреблять. Однако в истории святой великомученицы Варвары есть нечто, что особенно потрясает сознание. Варвара была удивительно красивой девушкой, и отец ее, некий Диоскор, человек богатый и знатный, хотел воспитать свою дочь так, чтобы она была примером для других, чтобы она отличалась особым образованием, умела себя правильно вести, чтобы она была человеком выдающимся. Поэтому он окружил свою дочь особой заботой, приставив к ней многих учителей, которые воспитывали Варвару в традициях языческого общества. Но взирая на мир Божий из высокой башни (по воле отца Варвара была отделена от мира, чтобы ничто плохое ее не коснулось), Варвара видела красоту этого мира и в какой-то момент почувствовала сердцем и разумом, что эта красота не могла возникнуть по воле рукотворных идолов, что какая-то другая великая сила сотворила окружавший ее мир.

Все больше и больше Варвара стала задумываться о том, кто же тот Творец вселенной, и сердце ее стало располагаться к принятию иного учения. А когда ей удалось выйти из затвора, в котором проходило ее обучение, вступить в общение со многими людьми, то она познакомилась с христианами, которые научили ее тому, что Бог Великий, Триединый создал этот прекрасный мир. Девушка всем сердцем восприняла это учение и приняла тайно Крещение от священника, который прибыл в ее город под видом купца.

Очень скоро отец узнал, что его дочь стала христианкой. То, что произошло далее, не поддается никакому воображению. Отец воспылал страшной злобой к своей дочери. Первым его желанием было умертвить дочь собственными руками. Она едва спаслась бегством, спрятавшись в одной из пещер на склоне горы, но местные жители выдали отцу место, где она скрывалась. Тогда отец отдает дочь местному правителю, который получил приказ от императора мучить, пытать и казнить христиан. На глазах отца его любимая дочь, с его согласия и по его инициативе, стала подвергаться страшным мучениям. Ее тело рвали металлическими когтями, резали на куски, избивали воловьими жилами, растирали истерзанные места шерстью. Варвара проходила через невыносимые страдания. Наконец, для того чтобы сломить ее не только физически, но и морально, правитель приказал, чтобы Варвару провели по всему городу обнаженной.

Но ничто не могло сломить духа и силы веры Варвары. Более того, те, кто видел ее, начинали открыто исповедовать веру. Среди них была молодая девушка по имени Иулиания, которая, увидев духовный и физический подвиг Варвары, исповедовала свою веру и была подвергнута истязаниям вместе с той, которая силой своего духа открыла ей глаза души и сердца для познания Бога. В завершение всех этих мучений Варвара и Иулиания были умерщвлены. Но Господь покарал и отца Варвары Диоскора, и злого правителя града того — вскоре они были убиты молнией.

Когда читаешь эти древние тексты, описывающие духовный подвиг святых мучеников и мучениц, то невольно задаешься вопросом о том, откуда они черпали эту силу. Как могла юная девушка вынести то, что было бы не под силу самым физически сильным и мужественным людям? И понимаешь, что никакая физическая сила, никакая человеческая воля не способны дать такое терпение человеку – то была воля Божия, то была сила Божия, которая поддерживала и одухотворяла Варвару и весь сонм мучеников.

Сказанное весьма поучительно для современных людей, многие из которых непременно хотят быть сильными. Это хорошее желание, но нужно помнить, что подлинная сила есть сила человеческого духа. Без Бога эта сила от человека сокрыта — тогда он может опираться лишь на свои возможности и на свои силы, которые несоизмеримы с силой Божией. Той силы, которой обладали святые мученики, своими усилиями достичь невозможно. И каждый, кто сегодня хочет быть сильным, хочет побеждать, хочет достигать многого в своей жизни, должен помнить, что все эти человеческие победы возможны, когда силен наш дух, оплодотворяемый силой Божией.

И Диоскор, тот самый жестокий отец, и местный правитель, что отдал страшные приказы рвать тело мученицы Варвары, были умерщвлены Богом. Пускай этот пример тоже поможет всем понять, что жизнь по языческому закону плоти не приносит человеку ни радости, ни счастья, ни благополучия, но лишь собирает над ним гнев Божий.

Будем молиться святой мученице Варваре о том, чтобы по ее святым молитвам уврачевывались семейные конфликты, чтобы по ее святым молитвам преодолевалось разделение среди народа нашего, чтобы по ее святым молитвам дух языческого идолопоклонства, жестокости и ненависти уходил из жизни нашего народа. Верим, что она, как и сонм святых, в земле Российской просиявших, и всех иных мучеников и исповедников, приклонит к нам и к Отечеству нашему милосердие Божие. Аминь.

Православие.ru

 

 

УРОКИ ПРАВОСЛАВИЯ

 

с 28 ноября 2013 по 6 января 2014 – Рождественский пост

 

У православных христиан начинается Рождественский пост – один из четырех многодневных постов в православии. Он продлится с 28 ноября по 6 января. Рождественский пост готовит верующих к светлому празднику Рождества Христова. Рождественский пост менее строгий, чем Великий пост и Успенский пост. В обычной приходской практике в Рождественский пост исключаются мясо, яйца и молочные продукты. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и в дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Больным и детям допускается послабление.

Обычно мы привыкаем к своим небольшим, на первый взгляд, грехам: раздражаемся, где-то не проявим деликатности, где-то незаметно себе потакаем. Если ты повторяешь на исповеди одно и то же изо дня в день, – это надоедает. И здесь проявляется искусство, подобное искусству и умению спортсмена быть на пике своих возможностей. Быть на пике всегда – невозможно, поэтому мы должны учиться жить более напряженно, чем мы живем в своей повседневной жизни.

Ты думаешь о человеке, с которым сложны отношения на работе, посмотри, не всколыхнется ли в тебе нелюбовь? Если да, то надо приложить все свои силы и горячо молиться за человека: «Господи, спаси и сохрани его!». Господь призывает нас молиться о творящих напасть. Поэтому такой молитвой мы исполняем волю Божию. Чтобы преодолеть в себе грех благодатью Божией, надо от себя требовать напряженного усилия, и тогда Господь дарует мир душе. Человек, возможно, снова сделает тебе плохо, а ты будешь относиться к нему по-другому, потому что Господь тебя изменил. А если ты не молишься, то внутри тебя спит нелюбовь к человеку: человек совершит неприятный тебе поступок, а в тебе все всколыхнулось, как будто не было никакой духовной работы. Работал ли ты над собой с напряжением? Значит, результат не достигнут.

Пост должен быть в тех границах, в которых он не вредит здоровью, и как только он начинает портить здоровье — ослаблять пост. Подумаем, надо нам мериться силами с преподобным Серафимом или Иоанном Кронштадтским, которые могли вообще не обращаться к врачам, в таком случае нам можно готовить могилу. Пост – это и школа и врачебница – врачебница от духовных недугов.

Протоиерей Александр Ильяшенко

 

Новый год православные люди отмечают без шума и веселья, потому что не он наш главный праздник зимы. Наш главный – Рождество Христово – чуть позже Нового года, самую малость потерпеть. А силы, высвободившиеся от нестрогого поста, надо направить на борение с изнуряющими, въевшимися в плоть и кровь грехами.

Взять хотя бы такой «пустяк» как телефонные разговоры. Ведь за две-три минуты можно спокойно сказать все, что мы развозим на сорок минут, а то и на «добрый» час. Почему? А судачим, перемываем косточки, одно и то же повторяем в зуде многоглаголанья. А потом сетуем – времени не хватает, нет минуточки к сыну в дневник заглянуть, с дочкой о сокровенном пошептаться, умную книгу почитать, помолиться толком. Господи, прости нас, грешных… Беда нашего бытия – досужие разговоры. И пересуды, сплетни, многоглаголанье никто нам в этот нестрогий пост, как рыбу, не благословлял. Нестрогий пост, рыба благословляется… Но в остальном строг.. И строго спросит Господь и за эту долгую дорогу к празднику Рождества.

Наталия Сухинина

Православие и мир

 

 

Трудно быть Богом

Моя знакомая, добрая верующая христианка, в разговоре со мной, вздохнула и неожиданно произнесла:

- Трудно быть Богом, батюшка. Ох, как трудно. Мне ведь даже иногда жалко Его становится.

Прокручиваю в голове курс догматического богословия, о чём там только не говорится, но такой темы в нём точно нет.

 С чего это ты, Петровна, Бога-то жалеть?

- Да вспомнилось, вот. Лет восемь назад, когда мы ещё по квартирам пожертвования на храм собирать ходили, зашла я и к своей старой знакомой. Обнялись, расцеловались:

- Тоня, я к тебе. Мы на храм ведь собираем, давай жертвуй.

Та отвечает, ага, и подаёт мне десятку.

- Ты чего, Тонь?! Мы же на храм собираем! Соседки твои, все, кого ты называешь «плохими», вон, кто по 50, кто по 100, а то и 200 рублей дают, а ты, даже неудобно, подруга.

- Так я в магазин собралась. Купить надо много чего, и перечисляет, масла, молока, хлеба, колбасы кило и т.д

- Тонь, ради храма, может ты на полкило колбаски-то меньше купишь? Я же к тебе по такому делу, может, больше никогда и не приду.

Она аж оторопела: - Ты чего, Петровна?! Такое мне предлагаешь? В колбасе себе отказать?! Да разве ж я своей желудок с твоим храмом сравню?

Обиделась я на неё, и целый год не звонила. А тут она сама приходит. Говорит, заболела очень. В желудке нашли страшную болезнь. Научи, что мне теперь надо делать. Ой, обнялись, поплакали. Вот я её в храм и повела, и на исповедь, и на соборование, и на причастие. Теперь в церковь ходит молится. И болезнь странным образом замерла. Исчезать не исчезает, но и расти не растёт. И думаю. Будь бы я богом, так за те её слова взяла бы тогда мухобойку, хлопнула бы разок и нет человека. Бог не человек, Он, вишь ты, не обиделся и пожалел. Душу неразумную пожалел. Вот я и говорю, это как же, всё время терпеть, смиряться и постоянно прощать. Трудно быть Богом, батюшка.

 

Параллельные миры

Идёт народ в храм к Богу и просит, помолись, батюшка,

- Сынок пьёт, чтобы не пил.

- Муж бьёт, чтобы не бил.

- Дочка блудит, чтобы к детям в семью вернулась и т.д.

Чего только не просят, потому что любят, но любят по земному. Может, и выпросим, чтобы не пил, или не бил. Но кто знает, не будет пить, так колоться станет, не будет бить, глядишь, налево пойдёт. И никто не просит, чтобы привёл Господь родненьких к покаянию. Потому как без покаяния нет исцеления душе человеческой. Не покаешься и не родится в нашей страдающей плоти новый духовный сокровенный сердца человек, бегущий за Богом. Так мирским и останется, даже если и крест ему на шею повесят.

 А почему не просят? Потому, что сами не покаялись, и не знают что за радость такая - жизнь в Духе. Отсюда как главная ценность - земное, ограниченное временными рамками, бытие.

К какому миру принадлежит такой человек? Земному, но он ведь в церковь идёт, просит. К духовному? Но живёт он только земным, и о земном печалится. Ни холоден и ни горяч, о если бы ты был холоден или горяч..

Из дневника сельского священника Александра Дьяченко

Православие.ru

 

 

О смехе

Есть два смеха: светлый и темный. Их сейчас же можно различить по улыбке, по глазам смеющегося. В себе его различить можно по сопровождающему духу: если нет легкой радости, тонкого, мягчащего сердце веяния, то смех — несветлый. Если же в груди жестко и сухо и улыбка кривится, то смех — грязный. Он бывает всегда после анекдота, после какой-нибудь насмешки над гармонией мира. Искривляемая гармония мира искривляет душу человека, и это выражается в кривлении черт лица.

Горе вам, так смеющимся ныне, ибо восплачете (см.: Лк 6, 25). Заплачете! Потому что увидите, что приложили радость не к тому, к чему можно приложить, но к тому, что достойно муки.

Благостная улыбка есть зеркало найденной гармонии. Святые улыбаются, не смеясь. Смех как полнота чистой радости есть состояние будущего века. «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (Лк 6, 21). Аскетический опыт осветления и преображения человека советует даже улыбаться, не открывая зубов (лучше немного меньше радости, чем хотя бы самая мимолетная нечистота в ней!).

Анекдотический смех, которым смеются в кинематографах, театрах, на пирушках и вечеринках, которым легко осмеивают ближнего, смеются над слабостями и над достоинством человеческим, над совестью его и над грехами, для увеселения и для забвения печали, без смысла и тщеславно смеша других, все это — болезнь духа. Можно сказать даже точнее: это — симптом болезни духа.

В мире духов живут нечистые духи; они видны бывают на лицах, закатывающихся смехом... Ангельская радость озаряет лицо улыбкой.

Добрым смехом бесшумно развеять можно скопившиеся тучи злобной спорливости, ненависти, даже — убийства... Хорошим смехом восстанавливается дружба, семейный очаг.

Едкий смех — не от Бога. Язвительная улыбка, сарказм остроты, это — пародия на евангельскую соль мудрости. Пародия, искривляющаяся в улыбке.

Острота слова всегда взрезывает душу. Но острота, будучи даже одинаковой у двух ножей — хирургического и разбойничьего, производит совсем разное действие. Одна, взрезывая, пропускает свет небесный и теплоту Духа или вырезает гноение, обрезает мертвость; другая — безблагодатная острота — режет, кромсает душу и часто убивает.

Остры только святые, и только святое остро. Грязные же духи пародируют остроту, и много людей в мире изощряется в высказывании себя чрез эти остроты.

Предел духовной нечистоты смеха — гомерический хохот, гоготание... Такой смех настигает людей недалеко от обильных трапез.

Блюдущий себя, благоговеинствующий пред тайной своей жизни, будет блюсти как всю свою жизнь, так и свой смех. Даже свою улыбку он соблюдет пред Богом. Все будет у него — помощью невидимых хранителей его — чисто и ясно.

Святые светили миру и плачем своим, и улыбкой. Как дети. Ибо только у детей и у подлинно верующих во Христа людей есть чистота жизни, видимая телесными глазами, даже в чертах лица.

Просто и чисто все у детей, еще не коснувшихся тленного духа. Смерть еще не выявилась в усмешке их смертной природы, им дана весна жизни, как начаток и как воспоминание рая; и вот, они чисто смотрят, чисто смеются, нелукаво говорят, легко плачут, легко забывают свой плач...

«Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» (Мф 18, 3)... Ясно — почему.

Высшая похвала человеку — сказать: «У него детский смех»... смех непорочный, близкий к райской гармонии.

Из книги архиепископа Иоанна (Шаховского)
 «Апокалипсис мелкого греха: Избранные статьи»,
издательстов Сретенского монастыря, 2006 г.

Православие.ru

 

ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ

 

Введение во Храм

Колыбель моя качалась
У Сиона, и над ней
Пальма Божия склонялась
Темной купою ветвей.

Белых лилий Идумеи
Снежный венчик цвел кругом,
Белый голубь Иудеи
Реял ласково крылом.

Отчего ж порой грущу я?
Что готовит мне судьба?
Все смиренно, все приму я,
Как Господняя раба!

А.Н.Майков

(1840 г.)

 

* * *

Не помню я часа Завета,
Не знаю Божественной Торы.
Но дал Ты мне зиму и лето,
И небо, и реки, и горы.

Не научил Ты молиться
По правилам и по законам –
Поет мое сердце, как птица,
Нерукотворным иконам,

Росе, и заре, и дороге,
Камням, человеку и зверю.
Прими, Справедливый и Строгий,
Одно мое сердце: я верю.

Е.Ю.Кузьмина-Караваева
(Мать Мария)

 


| Главная | Храм | Расписание богослужений | События | Воскресная школа | Социальное служение | Библиотека | Проповеди | Фотогалерея | Пожертвования | Молодёжная организация | Архив | «Православная беседа»
2024 Рейтинг@Mail.ru Патриархия Православие.Ru