На главную страницу

22

октября

2017

Паломничество воскресной школы в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, её скиты и подворья

14 октября 2017:
Божественная литургия в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в храме преподобного Серафима Саровского

12 октября 2017:
Церковная жизнь в Институте педиатрии
В домовом храме в честь преподобного Серафима Саровского (приписан к храму святых страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине) при Научно-исследовательском...

11 октября 2017:
Водосвятный молебен в хосписе № 2

17 сентября 2017:
Поездка воскресной школы на Бородинское поле

18 августа 2017:
Панихида в день памяти отца Алексия Козлова
18 августа 2017 года исполнился год с того дня, как отошел ко Господу клирик храма святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине иерей Алексий...

См. Архив репортажей

16 февраля 2016 года состоялась паломническая поездка детей нашей воскресной школы в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, а также на её подворья и скиты: Радонежское подворье, Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь, Гефсиманский Черниговский скит, Спасо-Вифанский мужской монастырь.



   

См. ниже: Фоторяд



В дороге мы прочитали жития преподобного Сергия и его святых родителей преподобных Кирилла и Марии, узнав и вспомнив огромное значение для нас их жизни и святого подвига. Хотелось бы поделиться с нашими читателями удивительной информацией, почерпнутой из нашей поездки и с сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Преподобный Сергий Радонежский - великий молитвенник и заступник, «игумен земли Русской», как называют его в народе. Почитание преподобного Сергия, начавшись почти сразу после его кончины, продолжается неизменно на протяжении более 600 лет.

И стар и млад, и князь и простолюдин - словом, вся Святая Русь считала священным долгом поклониться преподобному Сергию с любовью и признательностью. За то, что указал путь ко спасению каждой православной душе и всего нашего Отечества.

Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял дух русского народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее в страшные времена татарского нашествия, во времена страшного разорения страны и духовного оцепенения.

Как и тогда, сегодня идут люди в монастырь, основанный преподобным, - ныне Троице-Сергиевой лавру со своими мольбами и упованиями. Как сказал о лавре Павел Флоренский: в Троице-Сергиевой лавре, «более чем где-либо, ощущается пульс русской истории. Здесь Россия ощущается как целое».

 

Подворья и скиты

Многие древние монастыри, такие как Троице-Сергиева Лавра, строились вдали от жилья подвижниками, желающими жить в уединении, но хозяйственные и другие нужды большой обители вынуждали монахов подолгу жить вне стен родного монастыря. Так возникали подворья, которые подчинялись Лавре, но могли иметь несколько другой уклад жизни. На одних подворьях могли постоянно жить и работать одни и те же люди, на других – меняться в зависимости от сезона года и предназначения обители.

Скиты же напротив создавались для монахов, желающих сугубого подвига, более строгого поста и углубленной молитвы. Там устанавливались более жесткие правила и был суровей быт. Жить в скиту всегда труднее, чем в монастыре. Так, подвижники пещерного отделения Гефсиманского скита рыли себе келии под землей, в которых едва могли помещаться, и затворялись в них для поста и молитвы, не видя белого света и не общаясь с людьми. И монастыри, и скиты помогали монахам исполнять свои обеты, данные Богу.

И сегодня для нас такие монастыри и скиты остаются незаметными или, лучше сказать, незамеченными форпостами борьбы с «началами и властями тьмы, с духами злобы поднебесной».

Образец монашеского благочестия, преподающий правильное отношение человека к Богу, к человеку и к самому себе, освящает души людей верующих, нуждающихся в совете и наставлении, и в конечном итоге влияет на духовное состояние целого народа.

Тихие обители, незримо облагораживая духовную атмосферу вокруг себя, создают молитвенный настрой, образ взаимоотношений, который может быть заимствован всеми, кто способен видеть и слышать.

 

Радонежское подворье

Здесь мы побывали в храме в честь Преображения Господня.

Это место, где рос преподобный Сергий, тогда ещё Варфоломей, со своими родителями. Переселился ростовский боярин Кирилл – отец преподобного Сергия Радонежского в Радонеж вместе с семьей в 1328 году.

С Радонежской землей связаны имена многих известных людей. Из этих мест родом первый казанский архиепископ Гурий (+ 4 декабря 1563) и, как полагают историки, - гениальный иконописец Андрей Рублев. Эти места вдохновляли писателя Сергея Аксакова и знаменитых художников Михаила Нестерова и Виктора Васнецова.

 

Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь

Праздник Покрова Божией Матери особенно почитается на Руси. Он был установлен святым благоверным князем Андреем Боголюбским в честь дарования победы над языческим воинством. Это праздник национального торжества, праздник великой радости принятия Богородицей под Свой Омофор святой Руси и выражение надежды на скорое Ее заступничество и милосердие. Святейшая Матерь Иисуса Христа собрала вокруг себя разноплеменную Русь и призвала российский народ к чистоте и святости. Святая Церковь, восхваляя Пресвятую Богородицу, как «Церкви чудное украшение и всему миру предивный Покров», молит Ее покрыть нас омофором милости Своей. И Покров Матери Божией простирается над каждым христианином, он так велик, что свободно покрывает собой весь православный мир.

Скромная обитель для старцев и стариц, какой она была в начале своего существования, обрела позднее широкую известность как место упокоения преподобных Кирилла и Марии – родителей великого угодника Божия преподобного Сергия Радонежского (память -31 января). Их святые мощи находятся в Покровском соборе монастыря. Множество паломников приезжают в Хотьков монастырь к раке с чудотворными мощами святых за их родительским благословением – «честнаго супружества и попечения о чадех доброго образа», как они прославляются в акафисте.

Преподобный Сергий на все века дал нашим соотечественникам пример почитания отца и матери и заповедал всем приходящим к нему прежде поклониться его благоверным родителям. 

Над ракой, в которой покоятся мощи родителей прп. Сергия помещена другая дорогая нам реликвия – икона Сергиева рода, которая воплотила в себе идею Небесного покровительства над нашей богохранимой страной и напоминает нам об устоях доброй христианской семьи, над которой простирает Свой Омофор Царица Небесная. Этот вдохновенный образ святого семейства соединяет собой земное время и вечность, пространство земли в ограде Церкви и Горний мир, Отечество Небесное и Отечество земное. У гробницы благоверной четы предстоят преподобный Сергий, его брат и сподвижник преподобный Стефан с женой Анной, младший брат Пётр с супругой Екатериной, и внук преподобных – святитель Феодор, мощи которого почивают в соборе Ростовского Кремля. Икона является зримой проповедью торжества взаимной любви и духовного единения, и зовёт нас к благодатному миру и святости под Покровом Царицы Небесной. Хотьковская обитель стала последним приютом благочестивой четы и усыпальницей Сергиева рода. Отдавая последний долг сыновней любви, будущий игумен земли Русской Варфоломей неотлучно провёл в Хотьковском монастыре 40 дней, поминая новопреставленных родителей. А затем, подражая древним подвижникам, поспешил «на взыскание пустынного места» – места иноческого подвига.

В России сейчас сокращаются сроки жизни, многие живут в нищете, в безысходности. Погибают от пьянства, от наркотиков. Причины, конечно, разные. Одна из них в том, что в нынешнем обществе утеряно почитание старших. Вспомним святую заповедь, как она звучит: «Чти отца твоего и мати твою, и благо ти будет, и долголетен будеши на земли». Поэтому будем чаще просить у преподобных Кирилла и Марии молитвенной помощи, помня о том, что они покровители семейной жизни и родители великого угодника Божия преподобного Сергия. Являясь образцом семейного и монашеского благочестия, они призывают нас к подвигу любви, терпения и богоугодной жизни.

 

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана прп.Сергием Радонежским в 1337 г. На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры.

В Троицком соборе мы поклонились честным мощам преподобного Сергия Радонежского, а также святыням, находящимся в Серапионовой палате.

Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры. Он был воздвигнут преподобным Никоном в 1422-23 гг. «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392) на месте первой деревянной Троицкой церкви. Строительство храма осуществлялось при содействии сына великого князя Дмитрия Ивановича Донского — Звенигородского и Галицкого князя Юрия Дмитриевича, крестника Преподобного Сергия. Место, где покоятся мощи Троицкого первоигумена, — святая святых монастыря.

Внутреннее пространство собора отличается удивительной целостностью. Мягкий рассеянный свет, идущий сверху из десяти (вместо обычных восьми) узких окон барабана купола, позволяет вдумчиво и неспешно созерцать святые лики высокого пятиярусного иконостаса, пристолпных и пристенных киотов, фресковой живописи. У южной стены рядом с иконостасом находится гробница основателя монастыря Преподобного Сергия. В соборе соблюдена древняя византийская традиция расположения раки с мощами святого в южной части храма, перед алтарем, перпендикулярно иконостасу. 

Иконостас Троицкого собора уникален. Он создавался в то время, когда в русской церковной традиции складывался системно продуманный и зрительно цельный многоярусный иконостас как образ Града Небесного, как явление Церкви Небесной Церкви земной. Это единственный комплекс начала XV в., сохранившийся в храме, для которого и был предназначен.

Иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425-1427 гг. В качестве главной храмовой иконы «в похвалу Преподобному Сергию» была написана икона «Троица» — великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи. Идея Триединого Бога воплощена в иконе с удивительным совершенством. Образ исполнен глубокого смысла, отражая суть подвижнического служения Преподобного Сергия: «дабы воззрением на Святую Троицу искоренялась ненавистная рознь мира сего» (с 1929 г. икона хранится в Государственной Третьяковской галерее; в иконостасе представлена копия).

 

Гефсиманский Черниговский скит

Свое нынешнее название скит получил от слияния двух подворий Троице-Сергиевой Лавры: Черниговского монастыря и Гефсиманского скита. Центральный пятиглавый собор кажется кораблем, плывущим в пространстве. И назван он по имени иконы Божией Матери Черниговско-Гефсиманской.

В этом же соборе хранится великая святыня монастыря – мощи преподобного Варнавы, прославленного в сонме радонежских святых. Память его совершается 17 февраля (2 марта). К нему ехали со всех уголков страны, чтобы узнать волю Божию. Его предсказания сбывались с абсолютной точностью, касалось ли это одного человека или целого государства. За советом и помощью к нему обращались люди известные, сильные мира сего. В частности, царь Николай II посещал его со всей семьей в начале 1905 года. Разговор со старцем помог ему принять правильное судьбоносное решение, изменившее жизнь всей нашей страны. Известно, что именно в этот год Николай II получил благословение на принятие мученического венца. Старец Варнава был духовным отцом прп.Серафима Вырицкого и всех насельников Гефсиманского скита.

«Варнава» в переводе с древнееврейского означает «сын утешения», «дитя милости». И он был именно таким все свои 33 года старчества. Всего же в общей сложности он прожил в пещерах Гефсиманского скита 47 лет, принимая на исповедь ежедневно как минимум 500 человек. «Народный духовник» - такое звание было дано ему наместником Троице-Сергиевой Лавры. Многие верующие люди искали строгого руководства как наиболее спасительного пути, и скит постепенно становится колыбелью московского старчества. Сюда приходили сотни людей за наставлением и советом. Служение старца увенчалось блаженной кончиной в святом алтаре перед святым престолом.

Божиим промыслом уцелело Пещерное отделение Гефсиманского скита. Оно больше известно под названием Черниговского. Некоторым монахам в прошлые века хотелось еще большего уединения. Они стали строить кельи на отшибе. После из них вырастали другие скиты и пустыни. Начало одному из них положил в середине XIX века юродивый Филиппушка (ум. в 1868), принявшийся копать пещеры неподалеку от Гефсиманского скита. Потом Лавра прислала в помощь рабочих. В большой пещере был устроен подземный храм во имя архангела Михаила, освященный в 1851 году. От него шли сводчатые коридоры с малыми пещерами. А наверху поставили деревянную надпещерную церковь, на месте которой впоследствии возвели новый, каменный в честь Черниговско-Гефсиманской иконы, который и стоит доныне. Печей не было. Зимой пещерники нагревали вырытые под землей келии только своим дыханием и лампадками, горевшими перед иконами. Строгостью и духом православной ревности славился устав скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие – все было направлено к спасению души.

Мы прикоснулись к подземным святыням монастыря, испили святой воды из чудотворного источника, бьющего из земли на месте келии старца Варнавы, помолись перед чудотворной иконой Божией Матери «Черниговско-Гефсиманская», посетили пещерное отделение с действующей церковью в честь Михаила Архангела, прекрасный собор в честь Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери, поклонились там мощам преподобного старца Варнавы.

 

Спасо-Вифанский монастырь

Вифания - город на Святой земле, где Иисус Христос воскресил уснувшего смертным сном праведного Лазаря, чтобы видевшие и слышавшие об этом чуде уверовали, что Христос – Сын Божий, пришедший в мир. Лазарь Четверодневный (1 в.), святой (память 17/30 октября и в Лазареву субботу, перед Вербным Воскресеньем), друг Христов, брат Марфы и Марии, дом которых в Вифании был любимым местом отдохновения Христа. 

При стечении народа Лазарь был воскрешен Христом на четвертый день после смерти, прожил еще тридцать лет, служил епископом на острове Кипр, где распространял христианство, и там же мирно почил.

На подмосковной земле напоминанием о чуде воскрешения Лазаря стала Спасо-Вифанская обитель, устроенная попечением Лавры преподобного Сергия. Место, названное позже Вифанией, а прежде носившее имя Корбуха, стал обустраивать ректор Троице-Сергиевой семинарии архиепископ Московский Платон (Левшин).В 1783–97 годах это был скит Троице-Сергиевой лавры.

Название «Вифания» новый скит получил по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской. 

 

Удивительный храм: Спасо-Преображенский собор

Центром Вифании стал небольшой по размерам двухъярусный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1783 – 1785 годах. Собор был построен «овальной фигурой», что усиливало цельность его облика и возрождало, пусть в миниатюрных размерах, образ раннехристианских храмов, включая Софийский собор в Константинополе. Сходство с храмами первых веков христианства усиливается в интерьере Спасо-Преображенского собора, благодаря колоннаде, устроенной для поддержки хор верхнего яруса. Много позднее, колонны были заменены консолями.

Спасо-Преображенский собор имеет два престола: верхний в честь Преображения Господня и нижний в память воскрешения Христом праведного Лазаря. Сам архиепископ Платон объяснял идею двухпрестольного храма так: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Выходя из нижнего храма, восходим на сей верхний. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения,доколе не удостоился воскресения».

 «Союз таинственный» воскресения и преображения нашел зримое воплощение и в объединении двух названных выше престолов в одном храме, и в необычном внутреннем убранстве Спасо-Преображенского собора, созданного по замыслу Платона.

Престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря устроен в алтаре, обращенная к молящимся стена которого представляет вид искусственной пещеры. Именно в пещере по иудейскому обычаю и был погребен праведный Лазарь. Над пещерой праведного Лазаря возвышается евангельская гора Фавор. Для большего правдоподобия она украшена цветами (ранее была устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей). Вершину горы венчает алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня. (Ранее это был высокий круглый алтарь из серебра).

Необычное устройство Спасо-Преображенского собора помогало богомольцам из простого народа, в большинстве своем людям неграмотным, зримо представить связь двух событий Нового Завета, дабы упрочилась вера в Христа, вера в то, что Сын Божий приходил в мир.

Император Павел I (спустя несколько дней после коронации) отправился на поклонение мощам преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву Лавру, заодно посетил и Вифанию. Вскоре после посещения скита был подписан указ об учреждении в Вифании второклассного монастыря. Император пожаловал монастырю 533 десятины и 236 кв. сажень близлежащих земель, а также часть земель, принадлежавших Махрищскому монастырю, с 1801 г. Вифанский монастырь получал также доходы с 3 мельниц, которые обитель сдавала в аренду. В память о посещении Вифании императором митрополит Платон поставил у входа в свои покои обелиск.

Год назад была торжественно отмечена 200-летняя годовщина со дня блаженной кончины митрополита Платона (Левшина),основателя монастыря. Это было первое богослужение в восстановленном Преображенском соборе. Божественная Литургия прошла в главном, верхнем приделе. В своей приветственной проповеди настоятель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, архиепископ Феогност назвал храм жемчужиной и украшением города.

Насельники и прихожане Спасо-Вифанского монастыря будут молитвенно благодарны за любую помощь в завершении реконструкции этой удивительной жемчужины православия. Еще многое нужно сделать в этой обители во славу Божию и спасение души.

Адрес и контакты Спасо-Вифанского монастыря:

141311, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, 25

Телефоны: 8 (496) 546-17-52, 8 (496) 546-18-42

Сайт подворья: http://vifanskymonastir.cerkov.ru/

Как добраться:

От ж/д станции Сергиев Посад: маршрутным такси № 74 до остановки Птицеград (в сторону поселения Лоза).

Своим транспортом из Москвы: ехать по Ярославскому шосе, перед Сергиевым Посадом: не заезжая в Сергиев Посад свернуть по направлению Ярославля, доехать до знака поворот но Лозу, съехать с Ярославского шосе, на перекрестке перед пос.Лоза свернуть налево, ехать по главной дороге до Спасо-Вифанского монастыря.

 

Вот и подошла к концу наша удивительная паломническая поездка по святым местам, связанным с преподобным Сергием. Наша воскресная школа по благословению батюшки настоятеля отца Георгия ежегодно посещает Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, выражаем огромную благодарность батюшке за молитвы.

На этот раз открытием для нас стал скит Лавры Спасо-Вифанский монастырь. И каждый раз, посещая Лавру, её скиты и подворья, мы открываем для себя что-то новое и удивительное.

Благодарим также организатора нашей поездки директора воскресной школы Герасимову Аллу Петровну. Надеемся, что наш рассказ о поездке и для вас принесет пользу.

Материал подготовила
Ксения Романенкова


Храм свв. Бориса и Глеба в Дегунине





   
   
  
  

 


| Главная | Храм | Расписание богослужений | События | Воскресная школа | Социальное служение | Библиотека | Проповеди | Фотогалерея | Пожертвования | Молодёжная организация | Архив | «Православная беседа»
2017 Рейтинг@Mail.ru Патриархия Православие.Ru