На главную страницу

20

апреля

2024

«В Тридевятом царстве…» Пасхальный спектакль в воскресной школе


Храм нуждается в нашей помощи!

Пожертвовать на храм


20 апреля 2024:
Приглашаем добровольцев!

5 апреля 2024:
Поездка молодёжи и прихожан храма в Данилов монастырь

5 апреля 2024:
Встреча с участниками проекта "Московское долголетие"

5 апреля 2024:
Литургия в домовом храме великомученика Пантелеимона

5 апреля 2024:
Молебен о недужных в Детской областной психоневрологической больнице

См. Архив репортажей

18 апреля 2015 года в воскресной школе был показан Пасхальный спектакль нашей театральной студии под руководством художественного руководителя Юдаевой Ларисы Павловны.

Если взрослым в притчах, то детям в сказках...



    

См. ниже: Фоторяд



«Случилось так, что люди начали терять веру, потом из их жизни исчезла надежда, и, наконец, в сердцах погасла любовь. Они стали слишком заботиться о земных делах и впали в глубокий греховный сон...»

А произошло всё это в Тридевятом царстве. Сначала люди были добрые, беззлобные, бесстрашные. Жили не для себя, а друг для друга. Да растеряли люди самое важное, и стали жить в греховном сне...

Как же спасти народ? Пробудить от страшного сна?

И вот благословляет игумен монастыря старец отец Харлампий на битву с врагом – свирепым королём с его полчищем, чьё логово в болоте смрадном, Матвея-молитвенника, что всем помочь всегда рад, да богатыря Никиту-кожевенника с добрым сердцем и решимостью.

Но не сразу на битву идти благословляет, а сначала на поиск «трёх умных вещей». А Матвея-молитвенника за старшего из них двоих ставит. Матвей даёт Никите скуфейку отца Харлампия: «Надень её и всё поймёшь», – Никита одевает и видит, что народ всё делает во сне волшебном.

Отец Харлампий говорит, что враги раньше, чем вещи три умные будут найдены, не нападут – «Ни один волос не упадёт с головы без воли на то Отца Небесного».

И отправляются два наших героя в путь на поиски. А по дороге случаются с ними разные события.

Встречают они злую бабку Агу. Никита чуть было мимо не прошёл из-за слов её грубых, неприветливых. Да Матвей-молитвенник подал ему хороший добрый пример и урок – отогрел своей жалостью и заботой одинокую старуху: «Сколько она уж так лежит без еды, без питья, без ласки человеческой – как не обозлиться. Надо бы дров наколоть, печку истопить, похлёбки наварить».

И вдруг бабка Ага преображается, на глазах становится из страшной – красивой даже. Она рассказывает, что и зовут-то её не Ага, а Агафья, да за дела её дурные, вредные была она наказана – превратилась в старуху древнюю, костлявую. И от имени её ничего не осталось, стали звать её бабка Ага. «А вы меня отогрели лаской да участием, не посмотрели ни на злобу мою, ни на уродство».

Она только подумала, как им помочь, как тут же спало с неё уродство и злоба, с визгом отскочил от неё злой бибешка, служка подземного короля, в своё логово - болото.

Матвей сказал Никите: «Видишь, Никита, один только добрый помысел спас Агафью».

Подсказала Агафья, как болото найти. И вот добрались наши молодцы до самого болота. Здесь сон колдовской особенно действует. Поможет от него только Иисусова молитва. И начали вдвоём Матвей и Никита молиться: «Один в поле не воин. А где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них».

И не выдержало болото, провалилось вниз глубоко, на самое дно.

Вдруг град пошёл крупный, аж с яйцо. А Никита увидел, что птенцы сидят в гнезде одни, град может убить их. Да нечем и накрыть то их. Накрыл тогда птенцов Никита собой, уберёг их от смерти.

А потом за дело это доброе мать - птица огромная Нагай помогла Никите - спустила его глубоко-глубоко в пропасть. Страшное место, жуткое, пустынное. Вдруг Никита увидел здесь гору дров. А птица объясняет, что это не дрова, а «люди, которые проспали всю свою жизнь, они пока ещё живы, ещё топчут землю там, наверху. Но придет время, и они тоже в печи гореть будут, как и эти, которые в огне горят сейчас. В печи души людей, которые проспали всю свою жизнь, поэтому в печи и оказались. А эти, которые около печи, – эти ещё живы, но тоже попусту теряют драгоценное время и после смерти тоже окажутся в печи. Что же делать? Горе, горе!»

Тут появляется подземный король и говорит Никите, что это он всех порубил и в печь гореть бросил. «Слышишь, как стонут? Следующий – ты!»

Но Никита не струсил да ударил короля своей плёткой ременной. Упал король. Служки короля стали кричать, чтобы ещё бил, но Никита-богатырь ответил, что «негоже добрым молодцам бить лежачего». На что служки открыли, что если бы Никита ещё раз ударил, то их хозяин вскочил бы и убил Никиту.

Пора птице Нагай покинуть Никиту. На прощанье птица говорит Никите, что ему сердце подскажет, как найти три умные вещи. «Слушай своё сердце! И спеши на землю. Подземный король жив и озлоблен. Вот-вот пойдёт войной на Тридевятое царство».

Вдруг Никита встречает трёх Царевен, которые оказались в плену у подземного короля. Они – три сестры: Вера, Надежда и Любовь. Сёстры рассказывают:

«Стояло наше Царство высоко в Небе - прямо над Тридевятым царством, выше белых облаков. И было от этого жителям Тридевятого царства хорошо и спокойно, они любили нас, а мы их. Мы всегда были с ними и во всём помогали... Но люди слишком стали заботиться о земных делах и про нас забыли, и впали в глубокий греховный сон. И вот однажды нас похитил подземный король».

И открыли сёстры Никите, что победить подземного короля может только смирение и знание, что только Бог даёт силу и победу!

Подарили царевны Никите: Вера - щит, Надежда - доспехи, все с изображением креста, а над ним трёх Птиц Небесных, а Любовь подарила Никите за его сердце доброе, бесстрашное рожок, на котором играть может только тот, кто имеет сердце беззлобное. И все, кто услышит его чудную мелодию, станут добрее и жить будут друг для друга. В этом рожке – вся сила Любви!

«Играй, Никита! Буди жителей Тридевятого царства!»

Тут увидел Никита, что дров то нет! Куда они исчезли? – Это рожок золотой совесть в людях пробудил, и проснулись они от своего греховного сна. И к каждому вернулась его душа, из подземной страны исчезла.

Да и до сна ли? Враг у ворот!

Мало кто спал в эту ночь. Все жители Тридевятого царства молились. Многие первый раз за многие годы.

Монастырь. Старцу является его почивший духовный отец старец Афанасий и говорит, что именно он, игумен монастыря, отец Харлампий, сейчас, когда в монастырь явится лютый враг – коварный король, должен сразить его, чтобы враг не надругался над святыней и не предал смерти всех монахов, которые не могут брать в руки оружия, не разрушил монастырь до основания, а потом не поработил и всё Тридевятое царство. «Слышишь? – Битва началась! И помощники твои Матвей и Никита крушат врага - один мечом, другой молитвой... Этот подвиг будет последним твоим подвигом на земле. Ты погибнешь, защищая монастырь».

В монастырь врывается подземный король: «Я изрублю на куски всё, что здесь есть, потому что именно здесь ваша сила!»

Мальчик-пастушок подбегает и кричит королю: «Уходи с моей дороги, уноси скорее ноги, а не то отведаешь моей богатырской дубинки!» Но его подхватывает на руки мать, причитая, что куда ж ему, мал ещё..

Король злобно говорит: «Вот он Дух ваш! Даже младенцы не имеют страха! Всех вас надо уничтожить от мала до велика! Разберусь с монастырём и до вас доберусь!»

Король кидается с мечом, чтобы разрубить икону: «Вот, что должно быть уничтожено первым! Эта Богиня с Младенцем, которая хранит Тридевятое царство!»

Но в схватке игумен отец Харлампий побеждает.

Отец Харлампий умирает. Вбегают Матвей и Никита: «Отче, не уходи! Мы победили!»

Никита с боль говорит: «Сколько людей погибло! Из-за чего, Господи! Для чего всё это нужно?!», – и слышит голос: «Разве ты, Никита, положил предел земной человеческой жизни? Ты ли отвечаешь за жизнь и смерть каждого человека?»

И вдруг все увидели высокую широкую лестницу. И по этой лестнице восходят воины Тридевятого царства – те, что пали на поле боя. А воины подземного царства не смеют взойти и на первую ступень, они все свалились в пропасть – туда, куда Никита на птице летал. Избави нас, Господи, туда попасть!

Тут раздаётся колокольный звон. К полунощнице звонят. Начинается крестный ход.

А у Бога все живы! Все вместе будет праздновать Пасху!

 

 

После спектакля ко всем собравшимся обратился настоятель нашего храма протоиерей Георгий Таранушенко:

- У нас от года в год становятся все более сложные темы, более глубокие темы, потому что, в основном, собирается Лариса Павловна. Это рост её – духовный рост. И поэтому от детских тем перешли к взрослым темам, а от взрослых тем перешли к более сложным темам. И вот одна из таких тем сегодня была раскрыта – жизни и смерти, духовного сна, и как с этим бороться.

Действительно, мы живём в тридевятом царстве с вами, и, действительно, духовный сон обуял многих жителей этого царства. Забота о земном – как будто жить на земле вечно. Время проводят в развлечениях, пустых занятиях, от этого сердце озлобляется, и люди становятся раздражительные, злые, обидчивые, самолюбивые. Но такой человек не может прожить спокойно на земле: скорбь и теснота во всякой душе человеческой, делающей злое. И вот эта скорбь, она постоянно присутствует с такими людьми. Им очень тяжело жить нормально, мыслить.

И мы стараемся наших детей подготовить – как в этой среде самому не скатиться с лестницы, где ангелы, в пропасть раздражительности, осуждения и не заснуть этим сном духовным. Ибо большой труд нужен, чтобы по этой лестнице подняться. Царство Небесное силою берётся, и каждая ступень в этом Царстве даётся большим усилием над собой – делай то, что не хочется, плоть тянет на землю.

А что такое наша плоть? Это земля. Господь взял и слепил человека. Назвал его Адам, что значит «красный» в переводе с еврейского. Потому что считается, что Эдем был в районе Междуречья, там красная глина, очень липкая. Из этой глины слепил Господь человека. И кто заботится о теле, тот заботится об этой глине, из которой Господь нас слепил. У нас ещё и дух, который Господь в нас вдул. Мы стали живые с вами и стали стремиться к Богу, к Тому, Кто нам дал этот дух и эту жизнь. Она очень тяжёлая.

Царство Небесное усилием берётся, ежедневным усилием над собой. Самый тяжёлый труд наших детей – это послушание, хочется сделать по-своему, обидчивость, воровство, мечтательность, и вот эти ступеньки, по которым наши дети восходят или остаются на них, или не прошли их, это труд духовный над собой: не сделали усилие, и так могут состариться с этим.

Дай Бог, чтобы наши дети восходили от силы в силу. Приближались к Богу кротостью, смирением, любовью, терпением. Вот таких детей мы хотим видеть в своих семьях – это действительно ангелы. Дай Бог, чтобы наши дети были такие и радовали нас. Это молитвенники о всех нас и о Святой Руси.

Спасибо, что вы такую тему серьёзную раскрыли так глубоко. Мало кто из детей понял, что вы играли, но было очень весело и очень хорошо.

А взрослые, я думаю, всё это глубоко в сердце положат и будут детей воспитывать в православной вере. Ибо вера, надежда, любовь – это наши добродетели христианские.

Дай Бог, чтобы дети не себя любили, а любили Бога и родителей. Самость – она мешает нам в общении с Богом. Чтобы отрывались дети от своих проблем, от своих болезней, от своих забот и видели, что вокруг них тоже есть боль, тогда сердца  их будут мягкие и молитвенные.

И спасибо Серёже, очень хорошо сыграл такую роль кроткую – кроткого старца. Всегда наша Русь была, сердцевина её была в монастырях, куда люди уходят не для того, чтобы строить или что-то создавать материальное, а чтоб духовно поддерживать всех нас, живущих здесь в миру. Все артисты очень глубоко прочувствовали вот это.

Спасибо Ларисе Павловне за такой серьёзный и глубокий, глубокий по смыслу сценарий Святой Пасхи, где есть и радость, и смерть, и воскресение.

Дай Бог, чтобы мы все от этого сна проснулись и не засыпали никогда.

Христос Воскресе!

Материал подготовила
Ксения Романенкова


Храм свв. Бориса и Глеба в Дегунине





    
 
    


| Главная | Храм | Расписание богослужений | События | Воскресная школа | Социальное служение | Библиотека | Проповеди | Фотогалерея | Пожертвования | Молодёжная организация | Архив | «Православная беседа»
2024 Рейтинг@Mail.ru Патриархия Православие.Ru